Корреспондент ДОЖДЯ бродит по Восточному Берлину в поисках сторонников Меркель

22/09/2013 - 19:02 (по МСК) Мария Макеева
Два часа осталось немцам на то, чтобы исполнить свой гражданский долг и заодно решить судьбу Ангелы Меркель. Через два часа закрываются избирательные участки в Германии, где проходят выборы в бундестаг. На связи со студией – обозреватель медиакомпании DW Вячеслав Юрин и корреспондент ДОЖДЯ в Берлине Альбина Кириллова.
Макеева:  Вячеслав, добрый день. Известны ли уже данные экзит-поллов, и вообще, насколько они в Германии совпадают с итоговыми результатами? Но главный вопрос, насколько высока явка и какой политической силе какой расклад более выгоден?

Юрин:  Нет, немцы пока не знают результатов экзит-поллов, это было бы нарушением закона, поэтому результаты экзит-поллов не обнародуются вплоть до закрытия избирательных участков. А участки, как вы уже сказали, закрываются в 18:00 по местному времени и в 20:00 по московскому времени. И в ту же минуту, но никак не раньше, DW и другие СМИ опубликуют данные экзит-поллов и потом уже эти результаты будут корректироваться с учетом реальных результатов в процессе подсчета голосов. Конечно, цифры будут обновляться. Как правило, результаты экзит-поллов в Германии очень точные, они приходят с 400 примерно участков, а всего в этих опросах на выходе с участка учитывается мнение около 45 тысяч избирателей, мнение которых можно считать репрезентативным. Эти люди выбираются с учетом их возраста, социального положения и так далее. Если ситуация, конечно, будет патовая (такая возможность есть, о ней социологи говорили), или у одной или у двух партий будет пограничная ситуация, и непонятно проходят они в Бундестаг или нет, то выводы на основе экзит-поллов делать будет, конечно, рано. Тогда придется ждать реальных цифр, реальных результатов. Что касается явки, то полчаса назад где-то была озвучена цифра. На 16:00 по московскому времени на участки пришли около 41% избирателей, это больше, чем четыре года назад. Тогда явка на это время составляла 36%. Меня, честно говоря, это даже немного удивило, потому что перед эфиром я ходил на избирательный участок, он находится прямо перед штаб-квартирой нашей медиакомпании, буквально в ста метрах, в здании детского сада, и мне показалось, что людей все-таки не очень много. Что касается того, кому эта высокая явка играет на руку, то избиратели консерваторов, то есть Христианского демократического союза Ангелы Меркель, они голосуют, как считается, более активно. Поэтому чем выше явка, тем больше голосов могут получить противники Меркель. Возможно, роль сыграли призывы прийти на выборы. Вот даже бульварная газета Бильд выпустила специальный выпуск тиражом 40 млн экземпляров. Буквально каждой семье по экземпляру. И вот в этой газете бывшие канцлеры Гельмут Коль и Герхард Шредер, кажется, впервые в истории вместе призывают избирателей прийти на избирательный участок и исполнить свой гражданский долг. Возможно, люди просто услышали этот призыв.

Макеева:  Спасибо, Вячеслав. На связи со студией ДОЖДЯ был Вячеслав Юрин, обозреватель медиакомпании DW. В Берлине находится моя коллега Альбина Кириллова, она целый день следит за тем, как проходит голосование. За последние два часа Альбина перебралась из Западного Берлина в Восточный. Альбина, привет. Скажи, что в восточной части Берлина? Такая же скучно-порядочная картина на избирательных участках? Нет тебе ни буфета, ни исполнителя народной музыки, например.

Кириллова:  Привет, Маша. К счастью, в восточной части Берлина гораздо веселее. Жизнь бьет ключом, люди ходят в кафе, гуляют с детьми, с собаками. Здесь гораздо веселее. В том числе и на избирательных участках. Я нахожусь в совершенно другом районе Берлина, он очень отличается. Скажем так, рабочий район. Здесь очень много живет мигрантов, избирательный участок, который находится здесь, их сразу три сконцентрировано в одном месте - в здании средний школы неподалеку от улицы Карла Маркса. Конечно, никаких бутербродов, никакой музыки здесь нет. Никаких признаков того, что выборы для Германии – это праздник, тоже нет. Это важная гражданская обязанность, поэтому здесь нет ничего такого. Публика сильно отличается. Это такие традиционные берлинцы в нашем представлении: с пирсингом, с розовыми волосами, с ирокезами, в косухах, в общем, альтернативная молодежь. И голосуют они тоже довольно альтернативно, отличаются от того места, где я была в прошлый раз – района Шарлоттенбурга. Давайте послушаем, как голосуют немцы из восточного Берлина.

Избиратель:  Я отдал свои голоса социал-демократам и «зеленым».  Это две партии, с которыми я больше всего себя ассоциирую. И немного с левыми. Но я голосовал стратегически, потому что понятно, что социал-демократы имеют наибольшие шансы стать первой или второй партией в парламенте. И я надеюсь, они образуют коалицию с «зелеными».

Избиратель:  Я голосовал двумя голосами за «зеленых», потому что я – гей, и Меркель я не могу выбрать. Если бы я выбрал социал-демократов, то я бы проголосовал за большую коалицию, а я этого не хочу.

Избиратель:  Я отдал свои голоса пиратам, потому что я хочу, чтобы в парламенте было молодое поколение, которое будет решать проблемы молодежи, чего другие партии не делают.

Избиратель:  Я проголосовал за пиратов и «зеленых», для меня сейчас это единственные партии, которые акцентируют внимание на важных для меня темах, таких как экология. Или действительно ломают голову над тем, как они будут осуществлять миграционную политику.

Избиратель:  Я голосовала двумя голосами за левых, социальную справедливость и равноправие. За мир и справедливость.

Кириллова:  Надо сказать, что ни одного голоса за Ангелу Меркель я не встретила, но вся интрига закончится в 18:00 и мы будем в конце концов знать, кто попал в Бундестаг, и пройдет ли партия «Альтернатива для Германии», про которую никто не говорит, но может быть скрывают это. Это не означает, что они не отдают свой второй голос за эту партию.  

*По решению Минюста России «Север.Реалии» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски