«Я оказался на острие борьбы с ФСБ»: Лев Пономарев о причинах преследования движения «За права человека»

13/02/2019 - 20:18 (по МСК) Дарья Полыгаева

Одну из старейших в России правозащитных организаций — движение «За права человека» — Минюст признал иностранным агентом. Такое решение в ведомстве приняли по итогам проверки. Пять лет назад движение уже попадало в список иностранных агентов, однако год спустя его оттуда исключили. Проверку организации Минюст затеял после того, как основателя движения Льва Пономарева арестовали на 25 суток за публикацию в фейсбуке с призывам прийти на несогласованную акцию. Лев Пономарев рассказал, что для организации означает получение статуса «иностранный агент».

Лев Александрович, добрый вечер!

Добрый вечер!

Скажите, есть ли, по вашему мнению, основания для сегодняшнего решения Минюста и согласны ли вы с ним?

Видите ли, я сейчас уже привык довольно резко высказываться, потому что меня не первый раз уже все это спрашивают, поэтому, конечно, подчеркиваю, в этом идиотском законе, конечно, если пользоваться этим законом буквально, то, конечно, можно.

Но, например, во время проверки моей они обнаружили признаки, они проверяли движение «За права человека» и увидели признаки иностранного финансирования следующим образом: на съезд приехала эксперт моего движения из Удмуртии. И здесь прямо буквально написано в актах проверки, что они обнаружили, что до этого она получала на свою карту из иностранных источников деньги. На свою карту. Потом на эту карту она купила билет в Москву и приехала якобы на эти деньги в Москву. А потом она выступала на съезде движения «За права человека», голосовали за какие-то резолюции, а резолюции попали в СМИ.

Вот эта цепочка доказывает, что было косвенное финансирование съезда движения «За права человека» иностранными деньгами. При этом если посмотреть сумму, которую она истратила на проезд из Удмуртии в Москву, ясно, что там не больше 10 тысяч рублей, да. И этого достаточно. Вот так написан этот замечательный закон. И действительно, закон написан так, и мне это объясняли в Минюсте, что если даже один доллар они находят иностранных, так сказать, денег и если сама организация заметна в общественной жизни страны, этого достаточно.

То есть это был единственный аргумент Минюста.

Нет, не единственный, там еще пара есть аргументов примерно такого характера. Там написано, допустим, что я получал на банковскую карту деньги и финансировал движение «За права человека». Не написали, на какую банковскую, откуда там деньги, неважно. Это тоже считается признаком иностранного финансирования.

Другие выпуски