Скандальный проект закона о госзакупках разработан

Здесь и сейчас
13 июля 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

Скандальный проект закона о госзакупках разработан. И уже в этом месяце Минэкономразвития внесет его на согласование в правительство. Изменить закон потребовал в конце прошлого года президент Дмитрий Медведев. "До реформирования системы госзакупок об откатах говорила треть предприятий, а спустя 4 года - уже приблизительно половина" - сказал он тогда. И эксперты принялись придумывать новый закон.

Главными авторами стали министр экономического развития Эльвира Набиулина и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Весной блогер Алексей Навальный, который прославился разоблачениями махинаций при заключении госконстрактов, заподозрил лоббистов и чиновников в попытке упразднить старый закон о госзакупках и принять вместо него новый, куда более коррупционно опасный. Алексей Навальный и Ярослав Кузьминов схлестнулись в публичных дебатах. Блогер тогда окрестил проект закона "летучим кораблем". И даже обвинил Дмитрия Медведева в заинтересованности в коррупции и вранье.

Что придумали в кабинетах Минэкономразвития и каким все-таки будет новый закон о госзакупках - обсуждаем с замминистра экономического развития Алексеем Лихачевым.

Писпанен: Что же это будет за закон? Действительно возможно будет избежать коррупции?

Лихачев: Давайте я позволю себе 30 секунд съесть вашего драгоценного времени. Вы вернули нас в те мартовские события. Все не совсем так было, и конечно же, дело не в каком-то надуманном конфликте одного или другого человека, и уж тем более не Кузьминов и Набиуллина пишут сейчас текст закона, все совсем по-другому. Пусть с точки зрения пиара это звучит так, как вы это преподали. В чем главная проблема? Проблема в том, что нынешняя система регулирования госзаказа: а) крайне поверхностная; б)открывает обществу, контролю лишь один маленький промежуток жизни госзаказа, так называемую стадию размещения. Сайт закупки Gov.ru- доска объявлений.

Писпанен: Любимое развлечение журналистов, я бы так даже это назвала.

Лихачев: Минэкономиразвития через две недели будет покупать автомобиль – BMW или аналог – 3 млн. рублей, все негодуют. Порядочный министр говорит: «Нет, не буду покупать BMW, буду покупать «Волгу». Ну и вот таким путем. Но это малюсенькая часть айсберга. На самом деле все гораздо сложнее, и дело и в откатах, конечно, но не только и не столько в них. По оценкам, которые Дмитрий Анатольевич говорил в своем послании, по оценкам экспертов, из 5,5 трлн. 20% где-то гуляют. Уж там по карманам их распихивают или гоняют где-то по другому – это отдельный разговор. Но эта цифра, которую произнес президент, и она носит экспертный характер в данном случае – не прокурорский, я прошу прощения, а оценочный. Но главное в другом – в том, что мы никак не можем понять, что госзакупки – это некое не абстрактное существо, а это уровень дорог, уровень больниц, детских садов и школ, потому что все они строятся, приобретаются по механизму госзакупок.

Писпанен: И мы наглядно видим уровень этого строительства.

Лихачев: И то, что сегодня открыто обществу, открыто в той стадии, когда цена установлена, проект утвержден, надо не надо – никому не известно, но это размещается, и с момента подписания контракта все это опять уходит в «серую зону». Первая главная идея нашего закона – это регламентировать и открыть обществу весь процесс планирования, установления цен, типовые контракты. Только после этого размещение и потом публичный прием результатов.

Писпанен: Это будет открыто обществу - только как наблюдатель общество будет выступать в этом или сможет участвовать?

Лихачев: Общество всегда наблюдатель, участвует оно официально методами выборов, голосования, референдумов, не обижайтесь на меня. Это такая форма демократии. Конечно же, контрольные органы и сейчас имеют определенные рычаги, но намного больше будут обладать этими контрольными рычагами в тот момент, когда будет отрегулирована и стадия планирования заказа и обозначения начальных цен, и стадия приемки результатов и соотнесения результатов с первоначально заявленным планом. Вот она идея, я вам ее рассказал. Другой разговор, вы представьте только, у нас более 300 тысяч госзаказчиков. То есть как минимум миллион человек – если хотя бы по 3 человека только в организации - должны владеть технологиями современными, решать вопросы качества, понимать вообще, что они размещают, для чего и с какой целью. То есть несколько миллионов профессионалов высокого уровня, которые наши с вами деньги тратят.

Казнин: А вы довольны этим новым проектом?

Лихачев: Я буду доволен, когда его Госдума примет, Совет федерации одобрит, а президент подпишет.

Писпанен: Но он абсолютно уже, по вашему экспертному мнению, законченный, логичный и понятный?

Лихачев: Он логичный.

Писпанен: Мы же понимаем, какие законы, в основном, у нас проскакивают в Госдуму, которые потом приходится тысячу раз дорабатывать.

Лихачев: Вы назвали одну фамилию в рамках вашей вводной части, фамилия эта – Набиуллина, это мой начальник. Я знаю Эльвиру Сахипзадовну, она не выпустит из министерства закон, который будет неприменим, будет двусмысленным, декларативным. Но еще раз хочу сказать, что это регламентирует цифру, по расходам соизмеримую с бюджетом вообще. Если мы туда добавляем еще гособоронзаказ, закупки естественных монополий и госкорпораций, то эти цифры, сравнимые с параметрами ВВП. Вы понимаете, на какой масштаб «бедствия» замахивается новый законопроект?

Казнин: А как этот законопроект решит проблему, когда заказчик и его компания просто-напросто договариваются и на всех этапах, проходя все совершенно на законных основаниях, в конце все равно получается коррупционность?

Лихачев: Это, скорее, сейчас, когда у нас закон 94-й, все подтачивают под электронные аукционы. И вот этот электронный аукцион, эта якобы жесткая процедура, становится индульгенцией. Я подточил, как вы говорите, под своего заказчика техдокументацию на этапе планирования, загнал коррупционную маржу в начальную цену, а потом уже пошел на сайт и все разместил. Вот моя документация, вот моя цена – и что-то ко мне никто, кроме одного не идет. Что-то они никак не справятся с этой технической документацией моей. Один пришел, торги не состоялись, я пришел в ФАС и говорю: «Ну старик, мне же все равно надо детский сад строить, дорогу». Он говорит: «Ну пусть будет единственный поставщик». Очень грубо, но точно – механизм прохождения коррупционных всех действий.

Писпанен: А сейчас мы все это вычеркиваем?

Лихачев: Во-первых, на три года вперед план покажи – что собрался покупать, по каким ценам. На точный год, который идет сейчас, план у тебя должен соответствовать бюджетным параметрам. У тебя есть типовые контракты, и ты не можешь написать «серебряные унитазы» и «золотые кровати», потому что типовой контракт тебе нормирует совершенно другие потребности. Ты установишь цену в соответствии с практикой и с теми рынками, которые проанализированы, под которыми подписались официальные ценовые центры. Потом размещаешь, потом реализуешь контракт и публично отчитываешься в процедуре – что ты построил, чьими силами, за какие деньги и насколько это соответствует первоначально заявленным целям.

Писпанен: А через год это можно проверить или через 5, как в Европе проверяют дороги, например, дорожных подрядчиков и выплачивают только через некоторое время после эксплуатации.

Лихачев: Вопрос управления контрактными рисками включает, в том числе, и отсрочку части платежа, естественно, по согласованию сторон. Но самое главное, что мы через эту схему увяжем планирование, потому что сейчас это тоже информация непростая, но, к сожалению, правдивая. Ведь никто же не понимает, насколько нужна именно эта дорога в этом месте, и не строят ли ее пятый раз подряд за последние 7 лет. Этой базы аналитической, точной не существует. Минфин свои параметры анализирует, образно говоря, Минтранс – свои, дорожники – свои. Но единой системы накапливания знаний, информации и ее анализа в госзаказе пока не существует.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия