Гаагский трибунал скоро закроется. Осталось осудить Караджича

16/10/2012 - 13:08 (по МСК) Никита Белоголовцев

Лидер боснийских сербов в Балканской войне Радован Караджич начнет сегодня свою защиту в Гаагском трибунале. Против него выдвинули 10 обвинений – в том числе обвинения в геноциде и преступлениях против человечности. Задача Караджича – доказать, что он невиновен.

Поэт и психиатр Радован Караджич когда-то был одним из самых разыскиваемых преступников в Европе. 13 лет он формально был в бегах – с тех самых пор, когда в 1995 году Международный трибунал по бывшей Югославии объявил его в розыск.

Арестовали Караджича только в 2008 году, он жил в Белграде и занимался альтернативной медициной. Его поймали в обычном автобусе и вскоре отправили в Гаагу. Судебное разбирательство началось в 2009 году, и стороне обвинения потребовалось три года, чтобы подготовить и зачитать свои аргументы. Им выделили на это 300 часов – ровно столько же есть у Караджича на защиту.

Он планировал вызвать в суд 600 свидетелей по своему делу, но по требованию судьи сократил этот список вдвое. Свою защиту Караджич представляет сам, хотя у него, конечно, есть юридические консультанты. Один из них заявил недавно, что бывший лидер боснийских сербов будет настаивать на своей невиновности. Караджича обвиняют сразу по нескольким статьям, но рассматриваются по большей части два крупных эпизода – расстрел 8000 боснийских мусульман в деревне Сребреница в июле 1995 года. И осада Сараево, которая началась в 1992 году, продолжалась три года и унесла жизни 10000 человек.

Караджич рассчитывает убедить судей в том, что он не отдавал приказ о расстреле людей в Сребренице и вообще не знал, что пленных кто-то собирается убивать. Караджич не спорит с тем, что люди погибли, но он не согласен с оценкой масштабов расстрела.

Прокуроры, опросившие десятки свидетелей, убеждены как раз в обратном. Они считают, что Радован Караджич вместе с югославским президентом Слободаном Милошевичем и командующим войсками Ратко Младичем заранее договорились о том, что проведут этническую чистку и освободят для сербов боснийскую территорию.

Политолог Олег Дзыза считает, что суду и подзащитному будет трудно понять друг друга. Потому что на одни и те же события – даже на расстрел в Сребренице – они смотрят с совершенно разных углов.

Дзыза: Обвинения, в принципе, не доказаны. После того, как были вскрытия всех этих могил, независимая международная комиссия, по крайней мере, многие члены, которые  подписали это, что это была гибель людей в результате военных столкновений. Там не было расстрелов, никаких разбитых затылков и так далее. Всё это будет как бы в двух плоскостях: он будет защищаться в одной плоскости, его обвинение в другой плоскости, и всё это не будет пересекаться. Решение трибунала будет в любом случае чисто политическая акция, то есть, исходя из древнеримского выражения, что проигравший плачет.

Сегодняшний день можно назвать историческим для Гаагского трибунала. Помимо процесса над Караджичем начнется еще один – последний в серии разбирательств по делам Балканского конфликта. Речь идет о процессе над бывшим президентом самопровозглашенной Республики Сербская Краина Гораном Хаджичем. В следующем году трибунал прекратит работу, дела будут переданы так называемому Международному остаточному механизму. 
Также по теме
    Другие выпуски