Вечером 31 марта в Германии разбился бизнес-джет, на борту находилась совладелица крупнейшей отечественной частной авиакомпании S7 Наталия Филева с отцом. Филева была четвертой в рейтинге самых богатых женщин России по данным Forbes, а выращенная ею и ее мужем Владиславом компания — редкий для России пример некоррумпированного и конкурентноспособного бизнеса. Ее гибель стала огромной потерей для семьи — у нее остались четверо детей. Подробнее о Наталии Филевой рассказывают коллеги и близкие — в сюжете Евгении Котляр.
Бизнес-джет Epic LT разбился при заходе на посадку недалеко от Франкфурта-на-Майне. На борту была Наталия Филева — совладелец S7 Airlines, — ее отец и пилот. Погибли все трое. Причины крушения пока неизвестны. 1 марта о Наталии Филевой, которая не была слишком публичной, вспоминают те, с кем Наталия общалась по делу.
Заместитель шеф-редактора «Коммерсанта» Рената Ямбаева: Наташа, которая все держала, Наташа могла быть настоящей женщиной — очень мягкой, веселой, шутить, могла все делать очень легко. Но при этом нельзя было шутить с Наташей, когда дело касалось бизнеса, когда было все серьезно. Ее работоспособность была феноменальной. Она родила вторую дочку в момент самого жесткого, самого жесткого момента авиакомпании. Она защитила диссертацию. Я помню историю, как она даже засыпала в лифте, потому что все было очень тяжело.
В 98 году военный инженер по образованию и финансист по профессии Вячеслав Филев купил долю в авиакомпании «Сибирь». Она образовалась в 92 году на базе аэропорта Толмачево в Новосибирске. Филев управлял компанией вместе с супругой Наталией.
Вячеслав Филев, сооснователь авиакомпании S7: Авиакомпания была скорее безысход. Она мне денег должна была. Пришлось купить.
С их приходом «Сибирь» переехала в Москву и начала активно развиваться. В 2008 году после ребрендинга «Сибирь» превратилась в S7.
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru: S7 — второй по размерам, по значимости перевозчик РФ. Исключительно это заслуга, плоды трудов супруг Филевых, которые, обладая великолепным образованием, смогли создать самую эффективную и технологичную компанию.
В Группу компаний S7 входят десятки компаний, среди которых есть и американская компания Epic Aircraft. Именно в ней и придумали самолет, на котором разбилась Наталия Филева.
Виктор Заболотский, заслуженный летчик-испытатель СССР: Этот самолет продается не в собранном состоянии. Собрать 51% этого самолета должен сам владелец самолета. Сам ли, если не умеет — может привлечь завод. Почему? В данном случае продается кит, набор, и отвечать за безопасность полетов и эксплуатации должен сам владелец самолета.
В Новосибирске, родном городе Наталии, ее знали многие — не только как совладелицу S7 и женщину из списка Forbes. Как рассказывает новосибирский журналист Маргарита Логинова, Филева следила за тем, что происходит в регионе в самых разных областях, далеких от авиации, и помогала там, где это было нужно.
Журналист «Тайга.Инфо» Маргарита Логинова: Она из новостей узнала, что Новосибирск — плохая точка распространения ВИЧ-инфекции в стране, и решила как-то эту ситуацию исправить. Посоветовалась с коллегами и выделила, насколько я помню, около 70 миллионов рублей на покупку тест-мобилей, на сопровождение всего этого проекта. Он, конечно, был чрезвычайно нужен.
В 2017 году в Новосибирске запустили сервис тест-мобилей — это мобильные лаборатории по тестированию на ВИЧ и гепатит С. Работу четырех таких машин проспонсировала Филева. Проект оказался крайне эффективен, говорит журналист Маргарита Логинова, которая специализируется на теме ВИЧ в регионе.
Журналист «Тайга.Инфо» Маргарита Логинова: При этом она пиар из этого не делала, какой-то громкой известности себе она не добивалась. Была удивительная тоже история на запуске, какие-то несколько интервью. И одно вышло с ней, когда она публично сама проходила тестирование на ВИЧ. Там даже подписи, по-моему, не было. Она так скромненько очень себя повела, и это тоже, наверное, много значит.
Иван Стариков знаком с семьей Филевых, Наталией и Вячеславом, с 1998 года, когда семья покупала авиакомпанию «Сибирь».
Бывший депутат Госдумы и друг семьи Иван Стариков: Они приобрели эту авиакомпанию, там были обязательства государства. И государство, как всегда, не выполнило. В итоге они стали владельцами. Для них это был новый бизнес, и они, безусловно, шли на ощупь, но многие вещи сделали безупречно, как мне кажется. Без всяких роялти в виде транссибирских перелетов (нрзб), в итоге они сделали вторую компанию с точки зрения национального авиаперевозщика.
«Экономика впечатлений» для Наталии Филевой, как рассказывает друг семьи Иван Стариков, была главной целью в процессе построения компании и жизни в российских бизнес-реалиях.
Совсем недавно Наталия и Иван обсуждали идею запуска органического бортового питания на рейсах авиакомпании S7.
Бывший депутат Госдумы и друг семьи Иван Стариков: Она улыбнулась — это было ровно неделю назад, и сказала: «Ну, делай ТЗ и презентацию». Поэтому в этом смысле, конечно, Филева Наталия была визионером. Она смотрела в небо и видела там будущее.
Наталии Филевой было 55 лет. У нее остался муж и четверо детей.
Фото: Валерий Титиевский / Коммерсантъ