«Это прямое соблюдение Минских договоренностей». МИД России реагирует на выборы в «ДНР» и «ЛНР»

03/11/2014 - 15:11 (по МСК) Тимур Олевский

«Александр Захарченко победил на выборах главы ДНР, за него проголосовало 765 тысяч 340 человек, за кандидата Кофмана — 111 тысяч 24 человека, за Сивоконенко — 93 тысяч 280 человек. Таким образом, ЦИК ДНР считает, что избранным главой республики ДНР стал Александр Захарченко»,  —  это официальное заявление Избирательной комиссии «ДНР». 

«Выражаю огромную благодарность моим землякам за тот кредит доверия, который мне оказали. За их поддержку, которую они мне оказывают! Отношусь к этому ответственно. Прекрасно понимаю ту величину ноши, которую мне придется нести», — заявил сам Захарченко. Партия «Донецкая республика», список которой возглавляет премьер-министр «ДНР» Александр Захарченко, также побеждает на выборах в местный парламент, в «ДНР» он называется Народный совет.

Украинский президент Петр Порошенко уже заявил, что не признает итоги этих выборов, поскольку они, по его мнению, подрывают Минские договоренности от 5 сентября. Голосование также не признает и Запад: о своей позиции уже заявили в Европе и США. А вот российский МИД назвал выборы «состоявшимися».

Тимур Олевский обсудил эту тему с заместителем директором департамента информации и печати МИД России Марией Захаровой.

Олевский: Мария, вы знаете, я не понял из заявления МИДа ничего, но я не дипломат, поймите меня правильно. Мне показалось, когда я прочитал заявление российского МИДа, что Россия признает выборы в «ДНР» и «ЛНР», а депутат украинской Рады Нестор Шуфрич утверждает, что Россия их не признала. Что на самом деле в этом заявлении сказано?

Захарова: Мне кажется, что украинские депутаты должны комментировать позицию Украины. Мне кажется, что нет ничего более запутанного, чем позиция официального Киева. Давайте начнем по порядку, тогда, возможно, и вы поймете, и депутаты Украины поймут. Давайте начнем не с самого начала, по крайней мере, с сентября. В сентябре этого года были заключены минские договоренности. Что такое минские договоренности? Минские договоренности – это был прямой диалог двух конфликтующих сторон. С одной стороны были представители – президент Украины Петр Порошенко, с другой стороны были представители юго-востока, ополченцы, представители «ДНР» и «ЛНР». Все переговоры проходили при участии представителей России и ОБСЕ.

По итогам этих переговоров были заключены так называемые минские договоренности, в которых четко, абсолютно определенно, без каких-либо двойных, тройных значений и смыслов сказано о том, что на указанных территориях будут проведены выборы. Мало того, был указан период, в который эти выборы должны были состояться, с датами, абсолютно без каких-либо подвохов, с 19 октября по 3 ноября. Как вы понимаете, 2 ноября абсолютно четко укладывается в эту дату.

В этой связи все, что происходило на указанных территориях, является прямым соблюдением минских договоренностей, под которыми стоят подписи всех сторон, которые в них участвовали, то есть прямых представителей конфликтующих сторон. Собственно говоря, вот вся история.

Олевский: Мария, понимаете, что мне непонятно. Раньше Россия признала легитимность выборов президента Порошенко и украинской Рады. То есть, как я понимаю, Россия признает, что в Украине легитимная власть. И эта легитимная власть, которая признаваема Россией, не признает выборы в «ДНР» и «ЛНР».

Захарова: Прекрасный вопрос. У нас точно такой же вопрос – почему на протяжении этого года Киев неоднократно отказывается от всех договоренностей, под которыми ставят подписи его официальные представители? Вспомните соглашение 21 февраля. Где оно, кто его выполнял? Аналогичная история происходит, к сожалению, и с минскими договоренностями. Самое интересное, что это не простой звук, это не подписанные бумажки, именно этот пакет документов, в который Россия вложила свой политический ресурс и все свое политическое влияние на конфликтующие стороны, действительно сделала очень много для того, чтобы соглашения были достигнуты. Это не пустой звук и не простая бумага, этот тот документ, который позволил прекратить на время, может, на долгое время, будем надеяться, что навсегда, то кровопролитие, которое мы видели.

Вопрос вы абсолютно правильно поставили. Почему же, несмотря на то, что там стоят подписи представителей господина Порошенко, который сам одобрил эти соглашения, почему они не выполняются? Вы знаете, они же не выполняются не только в этом пункте, они постоянно нарушаются, продолжаются и обстрелы территорий. В принципе, с обеих сторон нарушения есть, но со стороны Киева, на наш взгляд, их больше. Непринятые обещанные Киевом акты об амнистии, гарантии безопасности участников переговоров от ополченцев, не выполняются пункты о децентрализации власти, а это является ключевым в истории налаживания политического процесса. Также саботируются обязательства по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе. Вам сейчас стало понятнее?

Олевский: Стало понятнее. Но я хотел спросить вас, а вы понимаете, по каким законам прошли выборы?

Захарова: Я же только что рассказала.

Олевский: Я понимаю, на основании каких документов они были организованы. А по каким законам они прошли?

Захарова: Самое интересное, что, по-моему, в этот же день 2 ноября утром или в первой половине дня СБУ Украины возбудило уголовное дело по факту проведения выборов, считая их неконституционными. Возникает вопрос – считает ли конституционными с точки зрения СБУ Украины, и этот орган считает ли конституционным минские соглашения? Тогда надо ставить глобально вопрос. Или договоренности 25 февраля – они вообще конституционные или нет? Эти вопросы адресуйте, пожалуйста, официальному Киеву. Мы работаем с теми документами, которые вырабатываются сторонами. Мы были наблюдателями, мы участвовали в согласовании вместе с ОБСЕ. Соответственно, все вопросы прикрываются этим документом.

Если вы помните, 16 октября господин Порошенко подписал закон об особом порядке управления на указанных территориях и установил в качестве даты выборов 7 декабря. Вот опять же, мы можем говорить сколько угодно с точки зрения политической ангажированности той или иной стороны, но есть факты, есть минские договоренности, в которых определен этот временной промежуток – 19 октября по 3 ноября. Затем господин Порошенко устанавливает в качестве даты выборов 7 декабря. Это противоречит минским договоренностям, которые он же одобрил. И самое, наверное, главное, что эта дата 7 декабря была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке без какого-либо осуждения с представителями юго-востока.

Мне кажется, очень важно еще напомнить, что перед началом минского процесса лидеры «ДНР» и «ЛНР», которые в нем участвовали, они публично изложили свои переговорные позиции, в частности подчеркивали, что проведение на этих территориях свободных выборах на принципе свободного управления откроет путь для совместной работы, для работы по сохранению единого политического и культурного пространства Украины. То есть то, что мы видим, это лишено логики и смысла. Зачем они это делают, это вопрос к ним.

Олевский: Как вы думаете, Россия признает те выборы, которые состоятся 7 декабря?

Захарова: Какие выборы? Выборы уже состоялись 2 ноября в соответствии с минскими договоренностями.

Олевский: То есть те выборы, которые проведет Киев 7 декабря на востоке Украины, не признает Россия?

Захарова: Мы только что опубликовали заявление, весь ход законодательный работы по легитимизации этих выборов. Ведь это же позиция не просто России, это позиция, которая была выработана двумя конфликтующими сторонами, которая была закреплена в присутствии России и ОБСЕ. Возникает вопрос, насколько Киев и те страны, те блоки, которые поддерживают официальную позицию Киева, как они заинтересованы в мирном урегулировании и начале политического процесса, потому что пока все, что делается, это абсолютно нелогично, это абсолютно не ведет к конструктивному разговору.

Олевский: Мария, я нелогичность понимаю, просто Киев может проводить выборы сколько хочет, согласно своей Конституции.

Захарова: Возможно, так.

Олевский: Украина же управляется не минскими договоренностями.

Захарова: Мы исходим из минских договоренностей. Вы поймите, помимо нас и помимо ОБСЕ, вообще были встречи на высшем уровне в Милане не так давно, и лидеры и нашей страны, и ведущих европейских стран подтвердили актуальность минских соглашений, дающих надежду на прекращение кровопролития и начало политического процесса. На этом мы тоже должны поставить крест?

Олевский: Я с вами совершенно согласен. В итоге Россия признала выборы «ЛНР» и «ДНР»?

Захарова: Я даже не знаю, как еще сказать.

Олевский: Да или нет.

Захарова: Об этом говорится в заявлении Министерства иностранных дел России.

Олевский: Я-то его и не понял. Я могу его воспринимать как заявление о признании?

Захарова: Я могу только еще раз процитировать то, что было сказано. Произошли выборы в соответствии с документом, который был выработан сторонами. Мы поддерживаем этот документ, потому что он подписывался в нашем присутствии. Мы говорим о том, что эти выборы прошли без каких-то крупных нарушений и в соответствии с тем документом, который был принят, и мы призываем стороны начать политический процесс. Как еще мы должны признать или не признать или прокомментировать этот факт?

Фото: РИА Новости

Другие выпуски