Еще одна реформа Медведева провалилась: техосмотр покупают, но не в ГАИ

17/10/2012 - 15:52 (по МСК) Никита Белоголовцев
Реформа техосмотра провалилась. По крайней мере, с такой оценкой выступают владельцы станций ТО в своем письме к первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Зампред правительства уже поручил МВД и ФСФР провести проверку этих фактов.
Более 90% автовладельцев получают талон ТО без прохождения самого осмотра, утверждается в письме Шувалову. За эту услугу они платят от двух до трех тысяч рублей частным операторам, которые вступили в сговор со страховыми компаниями.
Интересно, что ровно те же самые две-три тысячи рублей составлял размер взятки в ГИБДД, когда это ведомство еще контролировало процедуру техосмотра. А теперь, с 1 января этого года, когда талон техосмотра сделали необходимым документом для оформления обязательной страховки, контроль на рынке предоставление этой услуги передали Российскому союзу автостраховщиков. Именно РСА должен проверять добросовестность операторов и включать их в реестр аккредитованных организаций. Но по утверждению подписантов письма, а это 800 операторов из трех тысяч допущенных РСА к работе, зачастую получают аккредитацию компании, в которых ничего кроме стола и стула нет. В итоге растет число ДТП из-за неисправности автомобилей, а страховые компании отказываются выплачивать деньги тем, кто получил талон без осмотра, и обращаются в суд, утверждается в письме. Один из его авторов, гендиректор ассоциации операторов ТО «Союз Техэксперт» Сергей Зайцев уверен, что все дело в том, что РСА, который выдает аккредитацию на основе присланных документов, не способен адекватно контролировать операторов,  а эти функции должны быть переданы самим участникам рынка. Для этого потребуется пересмотр закона, вступившего в силу с этого года.
Зайцев: Профессиональным владением процедурой и управления, и организацией, и дальнейшего развития техосмотра Российский союз страховщиков не владеет. Значит, вариантов два. Если мы заикнулись о реформе передачи избыточных государственных функций негосударственной организации, то тогда это целесообразно передать союзу профессиональному, который работает в этом направлении. Такой союз создан. Если мы даже говорим о том, что процедуру аккредитации как таковую сохранить, если уж государство, то у нас на сегодняшний день на базе указа президента сформирована федеральная служба по аккредитации в недрах Минэкономразвития и подготовлен проект закона. Тогда возникает вопрос: а чем вдруг отличается техосмотр и почему он вдруг выпал из стратегии государственной в области даже формирования механизмов аккредитации?
С Зайцевым отчасти согласны и сами страховщики. По словам замгендиректора «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, невозможно проверить все три тысячи операторов, а  декларативная процедура аккредитации возлагает всю ответственность за достоверность данных на заявителя. В результате компания фактически самостоятельно проверяет станции ТО, перед тем как войти с ними в партнерские отношения.
Иванов: Да, действительно, проверяем, как работают наши операторы, те, с кем мы установили партнерские отношения. Мы им даем клиентов, они нам гарантируют, что наш клиент, пройдя техосмотр, не уйдет в другую страховую компанию. Ну и рождается вот этот эффективный взаимный контроль, о котором я и говорю. Если диагностическая карта надлежащим образом оформлена, тогда, конечно, мы не сможем проверить, действительно ли вы проходили техосмотр. А это технически будет очень сложно.
Впрочем, как заявил газете «Коммерсантъ» глава РСА Павел Бунин, главное задача реформы ТО решена – очередей на станциях осмотра больше нет. По его мнению, автостраховщики должны получить право самостоятельно проверять станции. Что касается претензий ассоциации операторов, то они связаны с тем, что с проведением реформы на рынке появилось много новых участников, которые лишил доходов старых. Зайцев из «Техэкспета» с этим согласен. Из-за обилия левых талонов, настоящие станции ТО, закупившие дорогостоящее оборудование и нанявшие квалицированных экспертов, остаются без клиентов и несут убытки.
На основании письма «Техэксперта» вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и ФСРФ, которое теперь контролирует страховой рынок, проверить, каким образом соблюдается новый закон о техосмотре. По итогам этой проверки могут появиться поправки в закон. 
Также по теме
    Другие выпуски