«Три дня пил не Ельцин, а Руцкой»: неожиданные подробности ГКЧП и скандал спустя 27 лет

20/08/2018 - 21:23 (по МСК) Илья Шепелин

В 20-х числах августа журналисты обсуждают события 27-летней давности — захват власти ГКЧП в 1991 году, сопротивление и победу демократических сил. Обычно всплывают и малоизвестные факты или подробности. В этом году больше всего обсуждают заочный спор бывшего вице-президента России Александра Руцкого с экс-главой Верховного совета Русланом Хасбулатовым. Руцкой заявил, что в дни путча президент Борис Ельцин якобы готовился сбежать в посольство США. Хасбулатов эту информацию подтверждает, но говорит, что Руцкой обо всем узнал от него. Илья Шепелин пообщался с другими участниками событий, чтобы понять — почему о якобы желании Ельцина сбежать Руцкой и Хасбулатов заговорили только сейчас.

Неожиданные исторические баталии развернулись вокруг событий 27-летней давности. Стулья ломаются из-за воспоминаний некоторых участников событий, которые утверждают, что во время путча президент России Борис Ельцин три дня был в запое и пьяным пытался убежать из Белого дома в посольство США.

Сперва об этом рассказал Александр Руцкой, бывший в то время вице-президентом страны. Его интервью в МК прочитало больше 300 тысяч человек, а крупнейшие информагентства процитировали возмущения по адресу Ельцина: «Как можно назвать „исключительной мужественностью“ трехсуточный запой с неоднократной попыткой сбежать в американское посольство?!»

Сегодня, 20 августа, к дискуссии подключился Руслан Хасбулатов, который тогда был председателем Верховного совета:

«[Ельцин] меня уговаривал бежать вместе с ним. Когда я отказался, он тоже был вынужден отказаться. [Ельцин] не просто предлагал [бежать], а уговаривал: „Давайте, а не то нас убьют, через полчаса будет штурм“, — и так далее... Когда он увидел, что председатель Верховного совета не хочет с ним бежать в посольство, он не решился».

Заявление Хасбулатова тоже вызвало мощный ажиотаж. А ведь они оба — и Руцкой, и Хасбулатов — в те дни были на стороне Ельцина.

Тут следует напомнить, что ГКЧП был создан советскими генералами армии и КГБ, чтобы покончить с перестройкой, убрать Ельцина и вернуть страну в старую-добрую командно-административную систему. В августе 1991 года они попробовали устроить государственный переворот. Тот провалился и вошел в историю под названием «путч». 

Большинство наших граждан об этом времени помнит с трудом и, как правило, путает путч с расстрелом Белого дома в 1993 году. Забавными оказались результаты опроса ВЦИОМ от 2011 года. 72% респондентов говорили, что вообще не помнят участников тех событий, а кто-то записал в путчисты Руцкого, Горбачева и даже Ельцина ― человека, с которым путчисты боролись. С тех пор знание об этих событиях вряд ли улучшилось.

Дождь позвонил Александру Руцкому, чтобы спросить, существуют ли какие-то доказательства попытки Ельцина бежать в американское посольство.

Александр Руцкой: Просто разговорная речь, человек в неадекватном состоянии. Есть своего рода тряска, что будет штурм, будет арестован. Мало того что арестован, еще и убьют. Поэтому у него возникло такое предложение убыть в американское посольство, тем самым сохранить себя и свою жизнь.

— А он пьяный с вами разговаривал?

Александр Руцкой: Ну, как пьяный, состояние поддатости круглосуточное.

Сейчас остается верить или не верить просто словам. Руцкому и Хасбулатову есть за что обижаться на Ельцина. В 1993 году они фактически были изгнаны из политики, им осталось только писать мемуары, в которые не все верят. Кстати, интервью Руцкого в МК так и озаглавлено: «Воспоминания обиженного человека». Примерно так же на них отреагировали в «Ельцин-центре».

Людмила Телень, заместитель директора «Ельцин-центра»: То, что говорит Руцкой, и то, что потом подтверждает Хасбулатов, – это, конечно, абсолютная чушь. Поверить в это могут только люди, которые очень плохо себе представляют, что происходило 19 августа 1991 года. Представить себе, что он тайно хотел сбежать из белого дома в американское посольство – это абсолютный абсурд. В этот момент в Белом доме работало куча журналистов, журналисты, которые и сегодня работают. Это и Соколов, который сегодня работает на радио «Свобода», Дмитрий Муратов, который работает в «Новой газете», и Алексей Венедиктов, и многие другие

При этом в «Ельцин-центре» посочувствовали умственному состоянию Руцкого и Хасбулатова, но также пригрозили возможным разбирательством о клевете.

Людмила Телень, заместитель директора «Ельцин-центра»: Тут можно устроить разные домыслы, может, у людей что-то с памятью стало, бывает такое. Болезни бывают разные, когда человек неадекватно себя оценивает и точно так же неадекватно оценивает свое прошлое. Тогда им надо просто посочувствовать. Если это не проблемы с памятью, а намеренная клевета, то за нее надо отвечать.

Сегодня Дождь связался еще с одним участником тех событий, у которого тоже осталась обида к Ельцину — это бывший начальник охраны экс-президента Александр Коржаков. В своих мемуарах как только он не критиковал Ельцина. Оказалось, это Коржаков вел переговоры с американским послом Джеком Мэтлоком о возможном бегстве. Но Ельцин категорически отверг то предложение.

Александр Коржаков, бывший начальник охраны Ельцина: Он вообще один раз услышал то, что я ему сказал, что получил гарантии от Мэтлока и от главы службы безопасности посольства. Я его разбудил, он еще спросонья. Повел в лифт, спустил, посадил в машину, а ребятам сказал, чтобы они смогли разгрести баррикады, чтобы проехать эти 200 метров. И он неожиданно вдруг говорит: А куда мы ехать собрались? Я говорю: или туда, или сюда, там надежнее. А он говорит: Нет, так не пойдет. Пойдем вместе со всей командой в подвал.

Александр Коржаков обычно за словом в карман не лезет — и в свойственной себе манере он прокомментировал свежие выступления Хасбулатова и Руцкого. Он пояснил, что если кого и следует упрекать в пьянстве, так это не Ельцина, а именно Руцкого.

Александр Коржаков, бывший начальник охраны Ельцина: И через 27 лет они сочиняют, эти два… придурка, которые должны сидеть в тюрьме за гибель десятков людей в Москве. Могу сказать, что в эти три дня Ельцин был на высоте. А три дня пил как раз если Руцкой. Я к нему зашел тогда в кабинет — у него стояли на столе и водка, и коньяк, чистых стаканов почти не было.

Еще раз можно убедиться: история — дело темное. Хотя в этом случае есть один очевидный факт — Ельцин ни в какое посольство так и не убежал.

Фото: Коммерсантъ; ТАСС

Другие выпуски