Анатомия Януковича: как работает мозг президента Украины и куда нейроны несут мысли о газе, Европе, Путине и Тимошенко

29/10/2013 - 21:44 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Сегодня между Россией и Украиной едва не началась новая газовая война. В «Газпроме» пригрозили пересмотреть контракты с украинским «Нафтогазом»: партнёров обвинили  в том, что они не заплатили даже за августовские поставки. В «Нафтогазе» ответили, что ситуация не критичная.

Угрозы перекрыть трубу – в последние годы стали сезонным  явлением: начинается отопительный сезон – жди газовой войны. Кажется, некоторые российские и украинские чиновники уже готовятся провести новогоднюю ночь за столом трудных переговоров. Почему «Газпром» вновь рискует своей репутацией надёжного партнёра в Европе ради того чтобы пригрозить Украине – выяснял Родион Чепель.

Чепель: Никто не верит, что это просто совпадение, что претензии «Газпрома» озвучены через четыре дня после саммита стран СНГ в Минске. Президент Украины Виктор Янукович там заявил, что не хочет выбирать между Европой и Россией, хотя прозвучало это как «ТС с Россией нам не нужен, а нужен договор об ассоциации с ЕС», который планируют подписать в Вильнюсе в конце ноября. Чтобы понять, что происходит в голове у украинского лидера, можно ее, например, политически анатомировать.

Посмотрим, что значит быть Виктором Януковичем. В орбитах передней коры головного мозга – это область позади глаз – находится центр удовольствия, получаемого от сильных возбудителей: секса или еды. На атласе нынешнего президента – это его самое сильное желание – конечно же, второй срок. Желание сопровождается выработкой гормона дофамина. Дофаминовые нейроны несут информацию в аналитический центр – прилежащее ядро. Здесь формируется главное средство достижения желаемой цели – подписание соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Далее сигнал спускается по пирамидальному пути в спинной мозг, приводя к конкретным действиям – президент стал показным европейцем и, например, сейчас лоббирует разрешение для Юлии Тимошенко лечиться в клинике в Германии. Таково условие ЕС. Но есть и противовес, который также анализирует поступающую информацию. Это таламус, здесь рождается боль. Российские партнёры хорошо вычислили, как нужно воздействовать на болевые точки президента – это торговые и газовые войны и поддержка главного противника на будущих выборах президента Украины, Виталия Кличко.

Конфликт между «Газпромом» и «Нафтогазом» – это как раз воздействие на центр боли. И хотя в Кремле это отрицают, все эксперты уверены, что «Газпром» давно превратился во внешнеполитический департамент администрации президента.  Иначе просто не объяснить такое нерыночное поведение: «Газпром» прощает ошибки и делает скидки всем в Европе, кроме Украины. А этим делает себе только хуже – за годы регулярных войн с Украиной экспорт в эту страну уменьшился с 60 до 20 млрд. кубометров в год.

Михаил Крутихин, партнер компании Rusenergy: «Газпром» действует, и с самого начала действовал, как политическая организация. Это не коммерческая организация. Вся его мотивация в отношениях с Украиной – это мотивация политического органа. «Газпром» навредил себе не только на Украине, где он уничтожил свою самую большую рыночную нишу. Он навредил себе и своей репутации в Европе, и как только у европейского потребителя есть возможность переключиться на какой-то другой источник газа, но только не на российский, все немедленно бросаются туда. Мы видели, как в прошлом году доля «Газпрома» на рынке категорически сократилась, доля Норвегии выросла. Природный газ из самых разных источников, начиная с США, которые начали потихонечку поставлять в Великобританию, и кончая Африкой, Тринидадом-и-Тобаго, Катаром и всеми остальными поставщиками, которых сейчас в мире более чем достаточно.

В чём суть претензий к «Нафтогазу»? В Украине есть еще один импортёр – компания Ostchem Дмитрия Фирташа, вхожего в окружение президента Януковича. У нее как раз всё в порядке. Ведь купленный газ Ostchem продаёт промышленным потребителям и неплохо зарабатывает. Именно Ostchem Фирташа в марте этого года лишил «Нафтогаз» этого прибыльного сегмента и теперь «Нафтогаз» продает только компаниям, которые занимаются отоплением и проводят горячую воду. «Нафтогаз» покупает по 390, продолжает по 130, разницу должно компенсировать государство, но оно уже задолжало 1 млрд. долларов. Собственно, поэтому «Нафтогаз» не может рассчитаться – у него нет прибыли.

Олег Гавриш, корреспондент ИД «Коммерсант-Украина»: Что касается выхода из ситуации, их может быть два. Первый: в Украине поднимутся цены на тепловую энергию и горячу воду для населения. Их нужно поднять до такой степени, чтобы «Нафтогазу» можно было работать с минимальной прибылью, государство будет компенсировать ему разницу, не будет этого долга, который сщуествует у государства – он не будет накапливаться, это то, чего требует МВФ – перейти на нормальные, прозрачные тарифы. Это означает, что каждый гражданин Украины должен будет платить за горячую воду ровно в три раза больше, чем он платит сегодня. Если сегодня средний чек -  20 долларов в месяц, то он будет платить 60. На это Янукович не может пойти накануне выборов президентских 2015 года. Катастрофически упадет его рейтинг и так далее. Есть и второй выход: просто забрать у Фирташа этот рынок промышленных потребителей и вернуть его «Нафтогазу», чтобы они могли подкопить денег.

Янукович находится в  трудном положении, потому что повышать тарифы нельзя, а договориться с Фирташем трудно. Сейчас многие говорят о расколе в окружении президента, из-за которого этот олигарх стал активно вкладываться в поддержку главного украинского оппозиционера Виталия Кличко.

Валерий Калныш, главный редактор «Коммерсант-Украина»: Она очень серьезная проблема. По одной простой причине – потому что у Кличко сейчас по замерам всех наших социологов самый высокий рейтинг среди оппозиционеров. Выше нет ни у Арсения Яценюка, ни у Юлии Тимошенко, ни у Олега Тягнибока. В октябре этого года его чистый рейтинг составил 15,5%, выше нет ни у кого. Например, у Юлии Тимошенко – 13,2%. Рейтинг Виктора Януковича сейчас составляет 19%! Если бы во второй тур выли Виктор Янукович и Виталий Кличко, то за Януковича проголосовали бы 24,8%, за Кличко – 37%. Разрыв в 13%!

Эксперты делятся таким прогнозом: ситуация патовая, и «Нафтогаз» может прибегнуть к хитрости – отбирать свою долю из того газа, что идет через Украину на экспорт в Европу. Если «Газпром» пойдет в суд – не страшно, договор подсуден Стокгольмскому арбитражу, а там знают, что этот контракт явно политический и связываться не будут. Кроме того, все иски «Газпрома» к неплательщикам из Европы российская компания всегда проигрывала.

Другие выпуски