Режиссер Иосиф Райхельгауз: «Сказали бы Поклонской: "Старушка, ты чего делаешь?! Ты куда лезешь?! Займись законами! Помоги людям жить!"»

Режиссер о том, кто обсуждает смену руководителя «Гоголь-центра», как могут «закрыть» Поклонскую, и почему готов подписаться за изменения в программе Соловьева
29 сентября, 21:11 Юлия Таратута
17 996 0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

В гостях у Юлии Таратуты побывал театральный режиссер, руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Он рассказал, что думает о деле Кирилла Серебренникова и почему связывает его с конфликтом вокруг «Матильды», как относится к Поклонской и ее образу, по какому принципу деятели культуры решают поддерживать власть, и почему считает, что «Крым — наш».

Добрый вечер, в эфире программа «Говорите». Сегодня у меня в гостях художественный руководитель, создатель «Школы современной пьесы» Иосиф Леонидович Райхельгауз. Добрый вечер.

Здравствуйте.

Спасибо огромное, что пришли. Я начну, Иосиф Леонидович, с такого вопроса. Это правда, что вам предлагали возглавить «Гоголь-центр»?

Я скажу так, буквально мне не предлагали возглавить «Гоголь-центр» — пойдите возглавьте «Гоголь-центр». Я участвовал в разговорах вообще о «Гоголь-центре», и слыша такие фантазии на тему возглавления «Гоголь-центра», говорил и говорю вам, и говорил тем, кто об этом говорил, что это неприлично, глупо, стыдно, это непрофессионально — при живом художественном руководителе рассказывать о том, кто должен или не должен возглавить. У меня есть свое дело, и даже если бы у меня не было своего дела, если бы я был безработным человеком, это неприличная история, это история, которая в русском и в советском театре происходила уже не раз, к сожалению, она всегда трагически заканчивалась. Я хорошо знаю историю нашего театра.

Вы приводили, кажется, даже пример про Театр на Таганке, и это резко звучало.

Да, великий режиссер. Два великих режиссера, выдающихся — Анатолий Васильевич Эфрос и Юрий Петрович Любимов. Кстати, вчера вышла книга «100 современников о Любимове», и там как раз есть моя глава, именно об этом, о том, как эти проклятые большевики столкнули лбами двух великих режиссеров, и что из этого вышло. Из-за этого был потерян театр, из-за этого был потерян, я думаю, Анатолий Васильевич Эфрос, из-за этого много чего случилось. Поэтому сегодня говорить об этом… Абсурдно, возглавить — не возглавить…

Скажите, пожалуйста, что это вообще за разговоры? Вы только что сами упомянули, что вы участвовали в разговорах. Это что за разговоры?

Я не участвовал, я присутствовал, скажем так. Ну естественно, кого-то занимает не просто судьба «Гоголь-центра», и не просто судьба Кирилла Серебренникова, а занимает вся пена вокруг этого. Пены больше, чем сути. Там, по сути, дела нет. Даже, как бы ни казалось какому-нибудь обывателю, что 68 миллионов, которые не доказаны, не найдены, — это нечто невероятное, вы знаете, я только что, два дня тому назад, вернулся, я был председателем жюри на фестивале «Амурская осень», на фестивале, куда зачем-то уже много лет свозят…

Там замечательный президент, я благодарен, что меня позвали, я благодарен, что я там был, но свозят низкопробную, просто пошлую, чудовищную антрепризу, и это нужно привезти сотни людей из Москвы, и это нужно их всех разместить, кормить. И это огромнейшие деньги! Они откуда-то берутся. И после этого рассказывать о том, что у Серебренникова, который на своей платформе, извините, предъявил не одно, и даже не несколько, а огромное количество, там около пятнадцати на одной платформе предъявил художественных произведений, это абсурд.

Иосиф Леонидович, простите, что я так пристаю. Мне, как потребителю, о культурной политике Москвы и России, видимо, как-то хочется разобраться. Я читала, что некоторые беседы с режиссерами по поводу того, кто может, условно говоря, как может развиваться судьба театра, о «Гоголь-центре», в связи с ситуацией с Серебренниковым, вел нынешний министр культуры Москвы Кибовский. Вот я хотела подтвердить или опровергнуть.

Я отвечу, скажу сразу, Кибовский со мной об этом не разговаривал. Я с Кибовским в нормальных, профессиональных и человеческих отношениях. Считаю, что Кибовский делает очень много хорошего для театров Москвы. Вот Кибовский делает, Печатников делает, вообще правительство Москвы сегодня занимается театрами. Наш театр на Трубной площади, который жил и живет в доме, которому более двухсот лет, в доме, который насыщен русской культурой, в доме, который… я сейчас не буду подробно, в доме, который последним на Трубной площади остается домом старым московским, с более, чем двухсотлетней историей, из них уже более 25 лет история театра «Школа современной пьесы».

Вот при этом они занимаются этим, при этом там идет колоссальная реконструкция, реставрация, консервация этого дома и так далее. И я им за это очень признателен. Мало того, то, что вообще, это ведь невероятная ситуация, то, что вообще в России, в Москве сегодня существует такое количество государственных театров с дотациями, даже я очень хорошо понимаю, что некоторые театры ну совсем не достойны, а может, и мой театр, надо прийти и посмотреть, ну совсем не достойны этих больших денег.

Это спасибо, потому что страна, которая занимается культурой, медициной и образованием, а не вбухивает все в вооружение, все, извините, в защиту от всего остального мира, — это все-таки страна хорошая, будем считать так. Поэтому, еще раз говорю, что ни Кибовский, ни правительство Москвы, этим кто-то занимается, потому что кому-то это очень нужно.

А что это за «кто-то»? То есть это просто разговоры в цеху или это разговоры сверху? Это власть или это…

Комментарии (0)
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера