Итоги первой недели президента Зеленского: война с Радой, спор с генералами и российский вопрос

24/05/2019 - 21:52 (по МСК) Михаил Фишман

Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. Главная, первая задача Украины, говорит он, — закончить войну на Донбассе. Главная проблема Зеленского — выборы в Раду, которую он распустил досрочно своим указом, и выборы украинского парламента теперь состоятся через два месяца. И Рада уже прокатила его закон о переходе к выборам депутатов исключительно по партийным спискам. С украинским политологом Вадимом Карасевым обсудили итоги первой недели Зеленского в должности президента.

Вадим, как вам первые дни Зеленского?

Хорошие дни. Правильные дни, и прямым таким ударом в первый день он сокрушил сопротивление Верховной Рады. Она была деморализована, в шоке, качнулась только уже на третий день, и смогла только отстоять старый закон о выборах смешанный, пропорционалка-мажоритарка, на большее Верховную Раду не хватило. Конечно же идут оспаривания и будут оспаривания в судах указа президента Зеленского о досрочных выборах Верховной Рады Украины, но этот локомотив, эту ракету не остановить, выборы состоятся 21 июля.

Какие ресурсы сейчас у Зеленского есть? Во-первых, это колоссальный уровень поддержки и настроенность всего общества на полную смену элит, на полную перезагрузку политического режима. Ну и ключевые политические, как кулуарные, таки и более публичные игроки тоже выступают за досрочные выборы в Верховную Раду Украины. Это и Юлия Тимошенко, это даже экс-президент Порошенко, которому выгодно сегодня на инерции президентских выборов провести досрочные выборы в Раду и провести свою политическую силу в Верховную Раду Украины. Это выгодно и партии Медведчука-Бойко. Ну и главное, конечно, оппозиция, которая достаточно влияет, главный игрок, который влияет на процесс передачи власти, от позиции которого зависит, будут досрочные выборы или нет, это позиция Авакова, который выступает за досрочные выборы в Верховную Раду Украины.

И по итогам этих выборов в Верховную Раду, что мы получим? Это будет пропрезидентская правительственная коалиция, правильно я, наверное, формулирую?

Да.

И соответственно, карт-бланш Зеленскому на любые дальнейшие шаги вперед, так это должно выглядеть?

Относительный карт-бланш, потому что по закону, который предлагал Зеленский, пропорциональная система закрытых списков с трехпроцентным барьером, она бы давала возможность получить Зеленскому, в результате досрочных выборов, однопартийное парламентское большинство, то есть большинство партии «Слуга народа».

А это партия, которой просто вчера не было вообще на земле, на свете?

Да, но это партия Зеленского. И это все, и тут не надо никакие расшифровки, какие-то фамилии, тем более, что установка команды Зеленского — только новые лица. Там никого не будет из известных политиков, которые были депутатами созывов и тому подобное, только новые лица, только новая команда. И сейчас вот, на старте досрочных выборов, социологи, разные социологи, и авторитетные, и те, кто приближенные к старой власти и к нынешней власти, они дают примерно от 39 до 43% голосов избирателей партии «Слуга народа» по партийному списку. Следующей идет партия Бойко-Медведчука, «Батькивщина», там примерно 10-11%, то есть разрыв в 3-3,5 раза. Тем не менее, учитывая то, что будут еще мажоритарщики, половина мажоритарщиков, вряд ли получиться однопартийное пропрезидентское парламентское большинство, поэтому придется вступать в коалицию. Я даже примерно понимаю, какая это будет коалиция и с кем.

С Тимошенко?

С Тимошенко, совершенно верно. Возможно, туда присоединится еще партия Смежко. Партия Смежко это отчасти сила такая, новая-старая партия, старые лица в новой упаковке.

Я понимаю. А что это будет означать для украинского курса дальнейшего движения вперед, то есть куда это будет движение? Что из себя будет представлять в этом смысле Украина, после уже, по исходу этого цикла?

Это больше такой центристский будет курс, не пророссийский, но и не, скажем так, откровенно радикально антироссийский, как любят говорить у вас, русофобский. Ну, не на вашем канале, а в российском политическом дискурсе. Не праворадикальный, националистический, но и не радикально пророссийский. Потому что, во-первых, Тимошенко тоже, в общем-то, прагматик, относительно таких, скажем, резких высказываний, которые позволял себе Порошенко, это раз. Во-вторых, партия «Слуга народа», и сам Зеленский, они все-таки будут, и демонстрируют сейчас уже, будут и дальше демонстрировать умеренный центристский курс, в том числе и на какие-то переговоры с Российской Федерацией, но это не пророссийская сила. Вот примерно так. Премьер-министр здесь тоже…

Просто вы уже начали говорить про российский фактор в украинской политике, ну и про отношения с Россией. И говорите, что это центристский курс, но то, что говорит пока Зеленский, мне представляется, как наблюдателю из России, достаточно жестким подходом к отношениям с Москвой. Я так понимаю, что Медведчук уже отстраняется от ведения этой темы российско-украинских переговоров при новом президенте, он, я так понял, говорит, я так не могу, это не мой подход. То есть он довольно жесткий и для Медведчука. Владимир Путин, очевидно, пока сейчас не готов встречаться и обсуждать что-то всерьез с Зеленским. И это центристский подход, тем не менее?

Путин не будет встречаться с Зеленским до конца парламентских выборов, до работы нового парламента. А зачем давать подачу Зеленскому в условиях предвыборной кампании?

Никакой встречи во Франции не будет, да?

Да, не будет. В нормандском каком-нибудь формате, может быть, какие-то будут контакты телефонные, но я такой встречи не прогнозирую, потому что это значило бы отдать, скажем так, вот это российское направление, новому президенту, а не Медведчуку. Поэтому за эти два месяца, 60 дней до даты парламентских выборов, тоже существенно ничего не произойдет.

Кстати говоря, о риторике команды Зеленского я бы сказал, она неоднозначно, потому что есть и жесткие заявления, но есть и заявления более мягкие, скажем так. И понятно тоже, почему. Потому что, во-первых, курс еще как бы, нет кристаллизации этого курса, он еще окончательно не оформился, не затвердел, и вряд ли он сразу мог бы затвердеть в первые дни президентской каденции Зеленского. А во-вторых, выборы, потому что избиратель Зеленского это избиратель востока, и в большей степени центра и юга Украины, который все-таки голосовал за Зеленского, в том числе, а может быть, прежде всего, в связи с запросом на мир, с надеждой, что Зеленский как-то решит проблему отношений с Россией и конфликта на Донбассе.

Поэтому команде Зеленского нужно учитывать этот электоральный фактор, и электоральные резоны два месяца безусловно будут одними из основных. А Медведчуку надо выйти сегодня было из переговорного процесса для того, чтобы показать, что команда Зеленского не выполняет свои обещания избирателям, а стало быть, избиратель востока и юга Украины, у которого главный запрос на мир, должен переориентироваться от партии «Слуга народа» на партию Бойко-Медведчука. Так что тут еще электоральные маневры нужно учитывать. Путин сейчас не будет подыгрывать Зеленскому в его миротворческих усилиях, ибо тогда избиратель юга и востока Украины убедится в том, что Зеленский все-таки готов, хотя и не сразу, и не в полном объеме, но готов выполнять предвыборные обещания, связанные с завершением конфликта на Донбассе и нормализацией отношений с Российской Федерацией.

То есть всерьез этот разговор пойдет уже после выборов в Раду, если я правильно вас понял?

Безусловно. Потому что на данном этапе все-таки нужно будет электоральные резоны учитывать, хотя все это будет, я бы так сказал, маневрирование будет, потому что нужно еще один учитывать момент. Безусловно, Зеленский является электоральным лидером, даже лидером народа, но ему еще нужно стать полноценным главой государства, учитывая то, то государственный аппарат, особенно вот те чиновники, которые ориентировались на Порошенко и на жесткий антироссийский курс, пока принимают Зеленского, скажем так, достаточно с настороженностью, и пока ему не доверяют.

Вы обратили внимание, во время инаугурации, представления силового блока, два высокопоставленных офицера, генералы, не отдали честь новому президенту, что, кстати, абсолютно неправильно. Но тем не менее, это говорит о том, что настроения вот этого силового истеблишмента, который заряжен патриотически-антироссийски, пока еще до конца не воспринимает нового президента, подозревая его во всяких сговорах, связях и ориентациях на Россию, тем более он русскоязычный украинец. И это тоже, так сказать, вводит в заблуждение и тех, кто считает, что он пророссийский политик, так и тех, кто считает, что он антиукраинский политик или скрытый пророссийский политик.

Так что вот эти нюансы тоже пока достаточно важны и осложняют работу Зеленского. Ему нужно стать полноценным главой государства, отформировать, откристаллизовать свою президентскую вертикаль, парламент получить, и в конце уже парламентских выборов, когда уже будет новый парламент, фактически закруглить политический режим нового президента, новой команды, и тогда уже можно будет решать те задачи, которые он считает самыми важными на данном этапе для Украины.

Очень интересно за всем этим наблюдать. Спасибо большое.

Фото: Петр Сивков / ТАСС

Другие выпуски