«Сомали — единственное неподконтрольное формирование»: что стоит за убийством Гиви

Объясняет спецкор «Новой газеты» Павел Каныгин
10/02/2017 - 22:54 (по МСК) Михаил Фишман

Сегодня в Донецке прошли похороны командира батальона ДНР «Сомали» — Михаила Толстых, известного по позывному «Гиви». По версии «Новой газеты», Игорь Мальцев с позывным «Француз» изначально взял на себя ответственность за его убийство, однако впоследствии отказался от своих слов. 

В гостях у Михаила Фишмана журналист «Новой газеты» Павел Каныгин, который первым написал про возможную связь ополченцев ДНР с убийством Гиви.

Журналист Павел Каныгин, собственно, нам рассказал в «Новой газете» о том, что на самом деле произошло, а именно о своей переписке с Французом. Так мы его будем называть?

Да.

Я примерно правильно изложил канву?

Примерно так это было, да.

То есть убили свои же.

Вот этот человек, обладатель этого аккаунта Игорь Мыльцев утверждает, что это так. Но как это было на самом деле, конечно, установить очень тяжело, потому что доступ в ДНР для сотрудников «Новой газеты» закрыт. Нам МГБ ДНР запретило туда въезжать, поэтому мы, к сожалению, не можем проверить на месте эту версию, хотя, конечно, очень хотелось бы.

Но этот человек существует в реальности?

Этот человек существует в реальности.

Вы с ним знакомы?

Игорь Мыльцев?

Да.

Сегодня я видел видео с этим человеком, которое записали, я так понимаю, представители донецкой прессы. Он подтвердил, что он не убивал Гиви, он за этим делом не стоит, он даже не был с ним знаком и что его аккаунт взломали.

Сегодня я написал вот этому уже настоящему Игорю Мыльцеву сообщение на его настоящую страницу и попросил, собственно говоря, объяснить, как так получилось, что его украденная страница до сих пор существует, почему он не прошел формальную процедуру ее блокировки. Ты пишешь в администрацию «ВКонтакте», они, естественно, сразу же закрывают украденную страницу, это стандартно.

А эта переписка у вас была во «ВКонтакте»?

Да. Он мне на это не ответил, он проигнорировал мое предложение записать с ним небольшое скайп-интервью, чтобы он рассказал, что произошло.

Да-да. То есть может быть наоборот: фейк ― это то, что потом появилось.

Создается впечатление.

А тот, с которым вы разговаривали, как раз настоящий Мыльцев. Но на самом деле мы ничего не можем утверждать наверняка.

Мы ничего не можем утверждать, потому что подозрительно выглядят и тот, и другой. И у того, и у другого, и у настоящего, и у ненастоящего на странице вконтакте голые девушки, клипы голливудских звезд, снятые в Америке. Поэтому создается даже впечатление, что это какая-то информационная война спецслужб Украины и ДНР. Может быть, такая версия.

То есть совершенно необязательно это всё правда? Может быть, не Игорь Мыльцев отомстил? А может быть, он даже не прострелил себе ногу, этот Гиви, чтобы не идти в бой.

Информация о ранении была, ее подтверждают. По одним данным, в ногу, по другим данным, это легкое осколочное ранение в виде нескольких царапин, но тем не менее ранение было, это подтверждают сами представители ДНР. Просто разнится информация о том, какое именно. Но версия о том, что Гиви могли таким образом ликвидировать свои, довольно популярна. Наши источники в Донецке нам много об этом говорят.

Независимо от собеседника.

Да. У него были довольно напряженные отношения с некоторыми сослуживцами внутри этого батальона «Сомали».

Надо учесть, что батальон «Сомали» фактически остался единственным более-менее независимым военным образованием на территории ДНР после того, как там российские советники сформировали уже постоянные армии, корпус ЛНР и корпус ДНР из, собственно, так называемых отпускников и местных жителей, которые принимаются в ряды этой армии на оклад 15 тысяч рублей в месяц. Мы это выяснили в нашем расследовании, которое «Новая газета» проводила в конце прошлого года.

То есть там существуют постоянные армии. После планомерного устранения всяких атаманов, вождей, народных мэров и народных командиров остались двое ― Моторола и Гиви, такие народные командиры. Затем уходит Моторола. Его батальон «Спарта» вливается в ряды военных постоянных формирований ДНР.

Остается Гиви со своим «Сомали», такой единственный оставшийся последний герой, да, который, по сути, свое отслужил, потому что закончились эти медийные красочные битвы за донецкий аэропорт, в которых Гиви принимал очень активное участие в качестве лица этих битв. Он был лицом, хотя, по сути, журналисты, работающие на Донбассе, прекрасно знают, что контроль над донецким аэропортом ДНРовцы получили при критическом участии отпускников.

Но при этом у него всё равно есть некая репутация, что он военный лидер.

Конечно, он военный лидер, у него есть репутация, но эта репутация создана благодаря многочисленным видеороликам.

По тому, как она создана, то, что вы рассказываете, очень похоже ― пока внешне, может быть, внутренне по-другому ― на Чечню 2005–2009 годов, когда постепенно лидеры, собственно, независимых военных чеченских корпусов отходили один за другим в мир иной. Иногда это происходило в Москве, иногда где-то еще.

Да.

Похоже?

Вы знаете, все-таки тяжело назвать этих лидеров даже полунезависимыми.

В смысле, этих ― в Донецке?

Да. Даже те, кто заявлял о своей якобы независимости в отношениях с Москвой, с Россией, всё равно были под контролем России, как бы они ни пытались демонстрировать свою оппозиционную активность. Но тем не менее они оказались в какой-то момент совершенно не нужны, их функция была исчерпана. И для чего?

А что дальше? Кто теперь? Были реальные, по крайней мере, с некоторой репутацией, с авторитетом. Мы даже видим это по похоронам, люди уважают на самом деле, судя по всему.

Да.

Так и было. А теперь кто авторитет в Донецке и Луганске?

Есть некая формальная структура, формальное командование в виде лидера ДНР Захарченко, который является главой, и министра обороны Кононова. Но все, кто работал там, общался с этими людьми, исследовал вооруженные формирования на Донбассе, прекрасно знают, что два этих человека не имеют ни малейшего влияния на вооруженные силы ДНР и ЛНР, на эти вооруженные корпусы.

Так а кто тогда контролирует ситуацию?

Контролируют ситуацию, скажем так, военные советники, которые туда прикомандированы.

Из Москвы?

Из разных регионов России, скажем так. Эти люди осуществляют полный текущий оперативный контроль над ситуацией. А эти двое являются такой телевизионной заставкой.

Да, я понял. Это все-таки значительно отличает эту ситуацию от чеченской, безусловно.

Да, отличает.

Тогда что будет дальше? Появятся новые телевизионные фигуры или реальные лидеры дадут о себе знать? Или вообще ситуация поменяется? Что дальше?

Мне кажется, ситуация останется той же самой, просто количество этих народных лидеров уменьшилось до разумно допустимого с точки зрения Москвы количества в виде одного-двух. Ладно, полтора человека, это Захарченко и вездесущий спикер ДНР Басурин, который выступает, фактически является такой говорящей головой. Больше и не надо, наверно.

Москву устраивает то, что происходит.

Абсолютно.

И может быть, это не последнее убийство людей, связанных с Донецком, которое мы видим.

Что бы эти люди ни делали в прошлом на территории Донбасса, к сожалению, можно говорить о том, что продолжится серия каких-то странных исчезновений и убийств этих людей.

Гиркин, да? Так его зовут? Он тоже нервничает.

Гиркин и скажем, Александр Бородай ― это люди другой категории. Это некая военно-политическая, что ли, компания, которая в свое время оттуда уехала добровольно. Хотя, конечно, были скандалы, связанные с их уходом. Например, Гиркин не хотел покидать должность главкома Новороссии, хотел остаться и очень сильно переживал, обвинял Владислава Юрьевича Суркова, куратора Донбасса в администрации президента.

Видимо, было за что.

Было.

 

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Другие выпуски