«Родченков говорил, что побеждать без допинга нельзя»: олимпийский чемпион Крюков о спортивных итогах года и о том, почему не поехал бы в Корею

В начале декабря Сборную России отстранили от участия в Олимпийских играх 2018 года в южнокорейском Пхенчхане. Комиссия Шмидта пришла к выводу, что во время Олимпиады в Сочи в 2014 году Россия занималась «системным манипулированием антидопинговыми правилами. Это происходило на различных административных, юридических и контрактных уровнях ответственности», говорится в пресс-релизе МОК. Алексей Коростелев встретился с лыжником Никитой Крюковым, которого отстранили от участия в играх. Однако, как утверждает сам спортсмен, он никогда не принимал допинг.

Такой же уверенной походкой, как из здания телецентра «Останкино» лыжник Никита Крюков теперь никогда не спустится с пьедестала Олимпийских игр. Утром, после тренировки, на подаренном еще президентом Медведевым Audi с олимпийскими номерами, он приехал на эфир «Первого канала», где его единомышленников теперь больше, чем в Олимпийской команде России.

Никита Крюков, пожалуй, единственный спортсмен, который тоже считает позором ехать на Олимпиаду без российского флага: «Я считаю, что это, конечно, унижение. И соглашаться с такими условиями нельзя. Это мы показываем себя всегда мягкими пушистыми зайчиками, над которыми издеваются, как хотят». В свои 32, полицейский Крюков уже был на двух зимних играх. На провальной для всей сборной олимпиаде в Ванкувере, Крюков — один из немногих россиян, взявших золото. Через четыре года, в Сочи, в паре с Максимом Вылегжаниным, он взял серебро. Вторую олимпийскую медаль у Крюкова отобрал Олимпийский комитет.

Медаль, отобранная у Крюкова и Вылегжанина – одиннадцатая для всей сборной. В общем зачете через четыре года после игр, Россия опустилась на третье место. Но главный итог комиссия Денниса Освальда и МОК подводит пятого декабря – Россия отстранена от участия в Олимпийских играх. Едут только чистые и без триколора. Спортсмены, смотревшие решение в прямом эфире – молча уходят.

Никита Крюков эту трансляцию не смотрел – говорит, ему все изначально было ясно. И в этой войне Крюков, кажется, готов быть солдатом. Пусть его отстранили от всех игр, решение не ездить в Пхенчхан он принял еще до собственной дисквалификации. Он даже не будет её смотреть. Олимпийский карьерный лифт уже привез его к состоянию, когда Крюков, по примеру Светланы Журовой или Дмитрия Носова, метит в думское кресло.

А за лифт для остальных, кто еще не заработал олимпийский Audi, борется весь Олимпийский комитет. И борется уже давно. Пока с переменным успехом. Ведь история с сочинским допингом – история не 2017-ого года. Первую весточку еще в 2015-ом прислал Хайо Зепельт, немецкий журналист, нашедший первых, как сейчас модно говорить, вислблоуеров, семью Степановых, которые стали первыми информаторами ВАДА.

А затем настало время Григория Родченкова, главного источника для первых допинговых отстранений. С ним косвенно знаком и Никита Крюков.

Комиссия ВАДА под руководством Ричарда Макларена отстраняет сборную по легкой атлетики от игр в Рио. Слезы Елены Исинбаевой на приеме у Путина – главные для России кадры последних летних Игр.

То, что проблема допинга есть, не признавал разве что Виталий Мутко – олицетворение допингового зла в глазах международных комиссий. Но всегда, после фразы «проблема есть», через запятую говорят о заговоре американцев. Решать проблему отправили тяжелую артиллерию – антидопинговую комиссию в России возглавляет ветеран спортивной политики Виталий Смирнов, готовивший олимпиаду в Москве

Кажется, не помогает, хотя могло быть и хуже – России удалось закрыть допинговые расследования и сейчас глава российского олимпийского комитета Александр Жуков вместе с тем же Смирновым кропотливо составляют список чистых спортсменов, которых МОК должен допустить до игр.

За все эти годы, ни спортсмены, ни зрители не получили четкого ответа на вопрос кто виноват — МОК во всем обвиняет Мутко, а самый непотопляемый чиновник России увольняется лишь формально и с должности, не связанной с олимпиадой, временно прекратив руководить футболом. Если виноват Запад – то почему даже Владимир Путин признает проблему допинга? Никита Крюков в поиске ответа приходит лишь к еще одному вопросу – почему не уберегли?

Совсем скоро он уйдет из большого спорта и больше туда не вернется. Останутся лишь те, кто его не уберег и баночка с жидкостью цвета сочинского олимпийского золота.

Другие выпуски