«Может, она и не хотела так далеко заходить». Глеб Павловский о том, стала ли Нюта Федермессер для москвичей «хуже Собянина»

24/05/2019 - 22:34 (по МСК) Михаил Фишман

Учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер заявила, что точно будет участвовать в выборах в Мосгордуму. Она выдвигается от 43-го округа, там же планирует баллотироваться юрист ФБК Алексея Навального Любовь Соболь. Это соседство в бюллетенях вызвало немало споров. Михаил Фишман и Глеб Павловский обсудили противостояние в 43-м округе и отношение к кандидатуре Федермессер.

Вот сегодня, буквально за два часа до того, как мы начали наш эфир, Нюта Федермессер, общественный деятель, это известная уже, громкая история, главная история этих выборов в Мосгордуму — это Любовь Соболь и Нюта Федермессер, которые вместе идут по одному и тому же 43 округу в Хамовниках. Вот Дима Колезев говорит, что нам нужно изменить отношение к формированию городской думы. Насколько такой запрос существует в Москве? Есть он или его нет?

Ну, он есть, судя по тому, что например есть у оппозиции, в том числе внепарламентской оппозиции, есть большой интерес к московским выборам. Есть «Яблоко», что ни говорите, оно тоже хочет чего-то достичь. Проблема с Нютой Федермессер в значительной степени в такой форме, я бы сказал, злокачественной, созданной способом обращения к ней Навального, потому что оно было просто некорректным. Нельзя, в сущности, его содержание сводилось к тому, у меня есть прекрасный кандидат, а вы отойдите. Причем публично. Вы не столь прекрасны, как наш кандидат, вы не столь нужны для прекрасной России будущего, как прекрасная, действительно, женщина Соболь. Это просто создало для всех ситуацию, где никто не может отступить.

А если бы не было этого письма, тогда ситуация была бы другой? Я, честно говоря…

Самые обычные вещи, они решаются, в общем-то, переговорами и включением политических требований одной стороны в программу другой. Сделка всегда сделка, где угодно, хоть в Британии, хоть во Франции, хоть в Киеве. Нужна сделка, а тут не сделка, тут говорят «отойди». Здесь возникает для Нюты Федермессер невозможность просто отступить. Может быть, она, я не хотел бы так далеко заходить, в этой уже яростной кампании, где она превратилась уже, заместила Собянина, как предмет, я бы сказал, какой-то политической ненависти, то есть она уже хуже, если посмотреть, она хуже Собянина, просто это она, собственно говоря, московская власть, которая разрушает Москву. Понимаете, это тоже состояние, в котором мы вошли в политизацию, без политических ясных лидеров и организаций.

Вы только что на самом деле, отчасти, если я позволю себе возразить, получается, что противоречите себе, потому что одно заявление Навального настолько меняет ситуацию, что очевидно, что значит, что он и является политическим лидером, если то, что он говорит, настолько меняет предвыборный пейзаж.

Несомненно Навальный политический лидер в единственном, это множество из одной единицы, он не имеет конкурентов вообще в этом кругу. И почему? Не потому, что он столь силен и прекрасен, а потому, что других нет. Понимаете, здесь та же логика, что и с Путиным. Когда говорят, а как, а кто же вместо Путина? Где другие? Кого вы хотите, Зюганова, что ли? Вот так и тут. Это ненормальная ситуация. Я думаю, что именно на ней Навальный, который, на мой взгляд, блестяще провел большую часть президентской кампании…

Он и выборы мэра отлично провел в 2013.

Нет, ну то было замечательно, но потом, это все-таки в прошлом. А тут он в какой-то момент проваливается, в отсутствие вот этих политических лидеров среднего звена. И он одинок, он уникален, он себя чувствует уникальным, поэтому для него естественно сказать — вы что, не понимаете, кто я, а кто вы, отойдите! Вы знаете, это уже здесь интонации Путина есть.

Просто мне кажется, вот эта история с выборами…

Мне не нравится ситуация, в которой Нюта Федермессер идет на выборы. Но, повторяю, для нее возникла, одновременно, не столько даже политическая, а моральная невозможность отступить, и эта невозможность была создана не ею.

Да, эта мысль очень понятна.

А уже кто морален, а кто нет, я обсуждать не буду.

Но мне все-таки очень трудно свести вот всю эту коллизию, которая возникла в 43 округе, к одному обращению Навального к избирателям.

Кстати, интересно, что ведь никто и не предлагает вообще как-то другим представителям оппозиции, они есть в Москве, обсуждать вот этот 43 округ, стратегию по 43 округу. Да, они, может быть, не договорятся, но попытку они могли бы сделать. Повторяю, есть «Яблоко», есть… Вы можете сколько угодно смеяться над «Яблоком», но оно существует, это все-таки самая старая либеральная партия в этой стране.

Да-да.

Да, очень все печально. Но мы что, уже заранее будем вот так списывать людей, Митрохина. Почему? Он что, он никто?

Да нет, давайте не будем никого списывать. На самом деле мое личное впечатление таково, что вот эта история с борьбой, с коллизией, которая возникла в Хамовниках, настолько остра не потому, что Навальный подбросил дров в огонь, а потому, что это вызывает интерес. Сама эта история интересна сегодня тем, кто живет в Москве.

Любопытна, я бы сказал. К сожалению, это вот такое московское, очень московское любопытство. И кстати, что, если Навальный вообще, как политическое движение, чего-то стоит, тогда пусть он проломит ситуацию. Да, пусть Люба Соболь победит Нюту Федермессер. А что, это уже с самого начала, для этого она должна отойти?

Ей надо еще, чтобы ее допустили до выборов.

Он так не верит в ее шансы? Поэтому здесь есть несколько таких недоговоренностей, которых в политике не должно быть.

Как вы считаете, мы увидим какую-то борьбу, за которой можно будет наблюдать на выборах в Мосгордуму в сентябре, или все пойдет как обычно, так же гладко, как мы привыкли, потому что мы никогда не видим выборов в Мосгордуму, это всегда так же гладко, как выборы мэра прошли последние. Это будет тот же самый сценарий? Или все-таки уже теперь другой?

Ну, власти готовят, конечно, тот же самый сценарий, это понятно.

Да, но получится ли?

Извините, но ведь это вопрос не к властям, а вопрос к тем, кто им оппонирует.

Безусловно, у меня вопрос к вам как к наблюдателю.

И я вижу страсть и ярость со стороны Навального. Я, честно говоря, не вижу такой страсти со стороны «Яблока», я бы хотел видеть и у них страсть.

А со стороны москвичей, со стороны избирателей вы видите?

Ну так людей же надо как-то замотивировать, их надо, простите меня, возбудить, нужна политическая прелюдия, чтобы они пошли на выборы. Сейчас эта ситуация так — ну вот есть выборы, а есть в Киеве Зеленский, тоже любопытно, выборы в Раду, тоже ведь интересно, и так далее. То есть надо, также нужен екатеринбургский уровень разогрева.

Мы можем его получить? Такое теоретически возможно?

Ну это вопрос к тем, кто этим занимается. Я не вижу здесь какой-то невозможной задачи. Если они действительно… Письмо Навального дышало неподдельной страстью. Это была, на мой взгляд, местами слепая страсть, но страсть политическая была. Значит, может быть, он сможет продавить эту ситуацию. Что же, Московская городская дума круче, чем забор вокруг сквера.

 

Фото: ТАСС

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски