Отставка правительства и возможные досрочные выборы в Думу: куда и почему торопится Путин

15 января правительство России в полном составе ушло в отставку. Это решение прогремело как гром среди ясного неба. Как будет выглядеть новый состав кабинета министров, кто в него войдет, а кто может покинуть свой пост?

Можно рассуждать о том, какая модель ближе к тому, что задумал Путин, но важнее другое: ни одна из этих схем не может быть скопирована в России. Путин не будет ни елбасы, ни аятоллой — он может быть только мерцающим елбасы и неполноценным аятоллой. В Казахстане Назарбаев строит систему, которая будет работать после него. А с уходом Хаменеи в Иране будет избран новый аятолла. А в России с путинской конституцией государство переходит на полупрозрачный режим — неформальный вес Путина в нем будет также важен, если не больше, как и его новый пост. Без него эта новая система просто не будет работать. Он сам красит свое фараонское кресло, а кадры и фамилии по-прежнему имеют определяющее значение.

Потому и отставка правительства прогремела как гром среди ясного неба. В течение восьми лет Дмитрий Медведев был не премьером, а неофициальным вице-президентом, вторым человеком в системе власти, страхуя таким образом Путина от государственного переворота. Теперь Медведев — заместитель председателя Совета безопасности, будет работать в пока еще путинском, президентском блоке.

Дмитрий Анатольевич всегда занимался этими вопросами. И с точки зрения повышения нашей обороноспособности и безопасности я считаю возможным и просил его об этом, чтобы он в будущем занялся вопросами именно этого свойства, этой категорией вопросов. Считаю возможным и сделаю это в ближайшее время — введу должность заместителя председателя Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности, как известно, является президент.

Со стороны вроде звучит как то ли шутка, то ли издевка: когда это Медведев занимался обороной и безопасностью? Сам Медведев не мог не быть готов к такому повороту, и отставка правительства, конечно же, была Путиным запланирована заранее. И да, для Медведева это серьезное понижение, с которым ему просто пришлось смириться: из второго лица в стране он становится топ-функционером с неясными полномочиями. Это снижает, хотя и не отменяет полностью его шансы снова стать президентом, пусть и в новой конфигурации и только на один срок. Медведев переведен в запас как теневой, полуформальный вице-президент, но это ведь в духе времени.Так или иначе, с 16 января у России новый премьер-министр, и если с Владимиром Путиным вдруг что-то случится, исполняющим обязанности президента станет бывший бизнесмен и совершенно неизвестный в народе чиновник, уже бывший теперь главный налоговик Михаил Владимирович Мишустин. Это он теперь будет контролировать обещанную Путиным невиданную раздачу денег населению общим объемом в полтриллиона рублей, 

Встреча теперь уже бывшего премьера Дмитрия Медведева с нынешним, Михаилом Мишустиным, длилась чуть больше часа. По ее итогам исполняющие обязанности министров услышали всего несколько комментариев. Один из них касался будущего кабинета. 

Сколько будет консультироваться Михаил Мишустин и кто останется в правительстве — сейчас главная загадка. Для сравнения, в 2018 году Дмитрию Медведеву понадобилась неделя, чтобы представить список кабинета президенту, еще через три дня его огласили. Хотя тогда временные рамки были, скорее, формальностью. Сейчас ситуация иная. Можно сказать, экстренная. Но Мишустин настаивает — ему нужны консультации. А перед этим депутаты Госдумы, воспользовавшись моментом, активно советуют — кого оставить, а кого убрать. 

Из телеграм-канала советника Вячеслава Володина Анастасии Кашеваровой стало известно, что Жириновский критиковал Юрия Трутнева, который курирует экологию и развитие Дальнего Востока. Коммунист и режиссер Владимир Бортко спрашивал, уйдет ли Мединский. «Справедливую Россию» также беспокоили дела экологии и культуры. По итогам всех встреч в Госдуме появился список самых нелюбимых министров

  • Министерство труда Максим Топилин
  • Министерство здравоохранения Вероника Скворцова
  • Министерство культуры Владимир Мединский
  • Министерство просвещения Ольга Васильева

В свою очередь, лидер правящей «Единой России» Сергей Неверов публично заявил о четырех министрах, которых фракция хотела бы оставить в парламенте. 

Другими словами, поддержка «Единой России» досталась министрам, курирующим агропромышленный и топливно-энергетический комплексы, а также социальный блок. Это при том, что министр здравоохранения Вероника Скворцова попала в список со знаком «минус». Ситуацию в ее сфере, к слову, часто ругала и Татьяна Голикова, и сам Владимир Путин. 

Президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко: Я не склонен наивно полагать, что представители «Единой России» назвали эти фамилии сами по себе, без предварительных консультаций.

Политологи считают, что в социальной сфере будет больше всего изменений. Это следует из послания президента. 

Политолог Константин Калачев: Вообще вопрос, какая логика заложена в перемены. Если перемены должны понравиться населению, то тогда логично было бы взяться за тех министров, которые отвечают за темы провальные с точки зрения Путина, за темы проблемные, за те темы, которые президент упоминал в своем послании. Например, министр здравоохранения Скворцова, или министр труда и социального обеспечения Топилин. Его не один раз провожали, вроде как, но за социальную защиту. На самом деле, с социальной защитой у нас обстоят дела далеко не лучшим образом. 

Отдельный спор должен возникнуть из-за министров Медведева.

Президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко: Как говорят инсайдеры, в телеграм-каналах модных идет борьба за Чуйченко — останется или уйдет руководитель аппарата правительства, потому что он был одним из ключевых людей Медведева, с одной стороны, с другой стороны, у него были выстроены неплохие отношения с АП и Совбезом.

РБК, ссылаясь на свои источники, пишет, что зампред Чуйченко не войдет в состав правительства, как и Ольга Голодец, которая стала замом Медведева еще в 2012 году. Под вопросом и позиция Сергея Лаврова — возможно, он покинет пост по собственному желанию. После допинговых скандалов интересна судьба министра спорта Павла Колобкова. А вот Антон Силуанов и Максим Орешкин, по мнению политологов, останутся во главе своих министерств. Но первый зам все же изменится. 

Политолог Константин Калачев: Я думаю, что подход будет достаточно консервативным. Что касается прогнозов — знаете, некоторые мои коллеги в этих прогнозах реализуют просто свои политические взгляды. Я сегодня общался с коллегой Марковым, который говорил о том, что обязательно финансово-экономический блок правительства уйдет в отставку, это либералы, которые подставляют Путина. Я бы не был уверен.

Президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко: Силуанов, я думаю, не останется первым вице-премьером, потому что было бы логично, конечно же, вновь преходящему премьер-министру поставить туда или своего человека, или человека нового. Называют фамилию Белоусова, может, вот она выглядит вполне органично.

При этом кто действительно может войти в новый кабинет, до сих пор неизвестно. Каких-то сигналов или намеков сверху не было. Поэтому здесь вопрос еще больше. 

Политолог Константин Калачев: Есть еще субъективизм во всем этом, и помимо точки зрения премьера, который сейчас будет очень осторожен, потому что ему нельзя ни с кем ссориться — он как бы между Сциллой и Харибдой. Есть точка зрения — отношение самого президента. В общем, я считаю, что перемены будут незначительными, и говорить о какой-то новой кадровой политике не стоит.

Но остается один, ключевой, главный вопрос последних дней, когда Владимир Путин по сути объявил о конституционном перевороте: зачем же такая спешка? До выборов в Думу почти два года. До конца последнего президентского срока Путина еще больше четырех лет. Зачем топить лодку, которая еще так далеко от берега?

С одной стороны, Путин наверняка хочет побыть президентом и в новой системе — так сказать попробовать ее на вкус, прежде чем катапультироваться в отцы нации. С другой стороны, выборы в Думу в сентябре 21 года, и план, вероятно, заключается в том, что Дума следующего созыва уже будет действовать по новой Конституции и по-путински. Но даже в этом случае причин для такой бешеной гонки нет. Так куда же торопится Путин? Газета «Коммерсант» полагает, что речь может идти о досрочных выборах — не президента, конечно, а депутатов Государственной Думы:

Источник «Ъ», близкий к администрации президента, утверждает, что срочность принятия поправок к Конституции объясняется тем, что в Кремле не исключают досрочных выборов в Госдуму. «В Конституции может появиться положение о самороспуске Госдумы»,— утверждает собеседник «Ъ»; самороспуск «позволит снова поймать волну народной любви и провести выборы на ее фоне». Другой источник, близкий к Кремлю, утверждает, что такой вариант возможен, но многое будет зависеть от рейтингов «Единой России».

Надо признать, что логика в этом есть. Обещанные Путиным полтриллиона рублей — это большие деньги, и люди это почувствуют уже летом. Замена правительства тоже будет воспринята с одобрением: вот ведь, перемены в стране идут. Новый премьер не успеет натворить дел. И принятие новой Конституции может только добавить энтузиазма. А тут еще и 75 лет победы, торжественные мероприятия, мировые лидеры на Красной площади и мощный патриотический порыв под лозунгом — «Не дадим переписать историю войны и покажем наконец полякам, где раки зимуют».

И главное — это все будет именно сейчас, в ближайшие месяцы, а потом закончится — и деньги, и юбилей, и порыв, и ощущение перемен. Чем голосовать у разбитого корыта, лучше сейчас, пока можно сесть за неплохой обеденный стол. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски