«Бизнесмены — не революционеры»: Олег Вьюгин о том, как предприниматели пытаются спастись в ожидании списка Минфина США

Россия готовится к новому витку американских санкций. В конце января Минфин США должен представить так называемый «кремлевский доклад» — отчет о приближенных к Владимиру Путину российских чиновниках и бизнесменах. О том, что может ждать бизнесменов, попавших в список, — материал Надежды Метальниковой и комментарий экономиста, профессора ВШЭ Олега Вьюгина.

В списке, по данным газеты «Коммерсантъ», могут оказаться более 50 человек. Всего же в перечне указано 300 имен. Речь идет об исполнении «Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций», который был принят летом прошлого года, несмотря на решительные возражения президента Дональда Трампа. Впрочем, новый черный список не означает автоматическое попадание под санкции, но увеличивает его риск.
 
Тем временем в Демократической партии США беспокоятся, что Дональд Трамп не захочет применять к приближенным Путина достаточно жесткие меры, чтобы окончательно не испортить отношения. Конгрессмены опубликовали доклад, в котором предлагают продолжать усиливать давление на Россию. В тексте говорится о необходимости собирать и обнародовать всю компрометирующую информацию о Путине и его окружении.
 
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя доклад, отметил, что подобные заявления становятся американской навязчивой идеей и вредят самим же Штатам. Владимир Путин как обычно считает все обвинения необоснованными и новые санкции готовится пока только анализировать.
 
Пока имена олигархов из «кремлевского списка» держат в секрете, бизнес в России уже начал искать обходные пути. Так, чтобы не рисковать, «Альфа-банк» отказался обслуживать оказавшиеся под санкциями оборонные предприятия.
 
Бизнесмены же выбирают и другие способы. Одни предпочитают жить на две страны и массово покупают гражданство, например, на Мальте. Другие — надеются на помощь российского правительства и ждут выпуска специальных облигаций, чтобы вернуть деньги на Родину, и при этом даже немного заработать.

Олег Вьюгин: Вряд ли речь должна идти об аресте активов, потому что в принципе это такое юридическое действие, которое можно и в суде оспорить. Если нет серьезных доказательств, что тот, чьи активы подверглись аресту, что там действительно какие-то нарушения налоговые, еще какие-то. По политическим мотивам арест активов — это очень странное действие. Скорее всего, идея такая, что когда такой список либо опубликован официально, либо попал куда-то неофициально, но ссылаются на серьезные источники, то это означает, что люди в этом списке становятся немножко токсичными. Соответственно, с ними, так скажем, кто-то не захочет вести дела. Трудно будет вести бизнес, который не только в России находится, но и в других более или менее цивилизованных странах, которые обращают внимание на такие вещи <...> С теми манерами, которые сегодня у американской власти есть к их коммерческим, политическим партнерам по всему миру — ссориться никто не хочет особо <...> Что такое бизнес. Это система отношений. Потому что делать бизнес в безвоздушном пространстве невозможно. Это либо ты что-то продаешь, либо покупаешь, либо берешь или отдаешь деньги. Именно эти отношения будут подвержены такому токсичному сомнению.

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Другие выпуски