Кому достанется Исаакий после речи Путина? Хроника борьбы за музей

16/06/2017 - 22:57 (по МСК) Евгения Зобнина

В течение последних нескольких месяцев продолжается борьба между РПЦ и жителями Петербурга за право распоряжаться судьбой Исаакиевского собора. Во время «Прямой линии» Путин решил принять Соломоново решение: он предложил всем забыть, что эта проблема вообще существует.

Как слова главы государства трактует каждая из сторон и что говорят петербуржцы, разбиралась Евгения Зобнина.

Борьба за Исаакий идет уже полгода. 10 января губернатор Полтавченко заявил: РПЦ получит собор на 49 лет. Хотя за полтора года до первой такой просьбы власти церкви решительно отказали. Теперь Исаакий должен уйти в пользование РПЦ, но содержать она его не будет, эта обязанность останется у города. Расходы – около 650 миллионов рублей. Музей обещали оставить, однако специалисты спрогнозировали рост цен на билеты.

«Петербуржцы крайне трепетно относятся ко всему, что связано с историческим наследием, а когда им еще и говорят, что их мнение никто не собирается спрашивать, тут даже самим парламентариям, представляющим интересы петербуржцев, трудно удержаться в парламентских выражениях. Поэтому мы отреагировали достаточно жестко», — подчеркнул депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник.

На улицу вышли недовольные петербуржцы. Сформирован оргкомитет по защите Исаакиевского собора. В него вошли известные оппозиционеры города – депутаты Законодательного собрания Борис Вишневский, Максим Резник, Оксана Дмитриева, глава штаба Алексея Навального Полина Костылева. В ходе кампании защитники успеют поссориться, разделиться, провести с десяток митингов и взять Исаакий в кольцо.

В ответ православные устроили крестные ходы. Самый запоминающийся – детский.

Протестующие тогда обратились к народу и подали заявку на референдум. Его на удивление одобрил местный избирком, но необходимо согласие от петербургских депутатов. На заседаниях в Законодательном собрании вопрос то и дело исключали из повестки. Пока отложили до осени, вместо этого ужесточили правила городских референдумов – подавать заявку должны не 20 человек, а 300.

Дважды сменились директора музея. Николай Буров спустя 9 лет покинул пост со словами «Я выдохся». На смену пришла его зам Ирада Вовненко, известная своими детскими и любовными романами. 15 июня она дала комментарий «Коммерсанту» как исполняющая обязанности директора, а спустя два с половиной часа «Интерфакс» сообщил, что руководить Исаакием будет искусствовед и музейщик Юрий Мудров. СМИ подчеркивают его религиозность.

До сих пор заявки от РПЦ в Смольный не поступало. Это значит, что Исаакий по-прежнему — музей. Вчерашняя речь президента во время «Прямой линии» может ускорить процесс передачи. Путин вообще попросил об этой проблеме забыть.

«Не надо конфликтов, должны быть музейные функции, должны быть богослужения, нужно использовать международный опыт. Ребята, все это было! Чтобы было так, как хочет президент, просто снимите вопрос с повестки дня, сохраните статус кво», — добавил Максим Резник.

Ответ президента поддержали обе стороны: и церковь, и активисты трактуют его по-своему. Так что, вполне возможно, война за Исаакий еще не окончена.

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски