Как глава Конституционного суда пытается угадать мысли Путина

12/10/2018 - 23:32 (по МСК) Михаил Фишман

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин 9 октября опубликовал статью в «Российской газете» о возможности «точечных изменений» в Конституции ради искоренения существующих в ней недостатков. Для примера он назвал отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов с «креном в пользу исполнительной ветви власти», недостаточную четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры, в разграничении полномочий федерального центра и регионов. Профессор Высшей школы экономики, конституционалист, Елена Лукьянова рассказала подробности.

Елена, на самом деле я бы хотел начать со статьи Валерия Зорькина. Не так часто он нас радует такими длинными полотнами. И, естественно, сразу возникают вопросы, почему и как, что он на самом деле хочет сказать. Так он поддерживает реформу Конституции или говорит, наоборот: «Не трогайте»?

Во-первых, радует, и довольно часто, чаще намного, чем обычно для председателя Конституционного суда. Он периодически радует нас лонгридами, которые нуждаются в прочтении с лупой и в специальной расшифровке.

У последнего письма предметом исследования, загадкой его является «зачем», да? У всех. Для чего оно написано и что он хотел сказать? Может быть, у меня особый глаз какой-то, но я, честное слово, перечитав многократно этот текст, в нем так и не увидела предложения менять Конституцию.

Я, честно говоря, тоже. Наоборот, он говорит… Я даже подумал, что, может быть, речь идет не о Конституции, а вот это точечное изменение, про которое он упоминает, может быть, речь идет о конституционных законах даже?

Нет таких специальных конституционных законов, которые надо было бы менять сейчас. У нас не принят только один конституционный закон ― о конституционном собрании, и до сих пор нет ни одной нормальной идеи, каким должно быть это конституционное собрание.

Это, кстати, чтобы менять Конституцию.

Ну да. Это чтобы поменять первую, вторую или девятую главу Конституции, остальные можно менять в обычном порядке. На самом деле у меня четкое ощущение, что Зорькин просто криком кричит в адской панике: «Не трогайте Конституцию!».

Вот даже так.

Также по теме
    Другие выпуски