«Бред и распоясавшийся планктон»: автор скульптуры Калашникову ответил на обвинения в халтуре
На этой неделе открыли скандальный — вполне скандальный — памятник Михаилу Калашникову, автору знаменитого автомата. Памятник открыли с помпой, оркестром и самим министром культуры Мединским, и тут случилась неприятность: оказалось, что на столе памятника изображен чертеж вовсе не Калашникова, а немецкого автомата STG 44, проще известного как «Шмайсер». Автор памятника Салават Щербаков уже заявил, что взяли из источников, в интернете, там было написано: «автомат Калашникова»; министр культуры скульптора поддержал: кто то из подмастерьев подвел, интернет подвел, ну бывает. «Шмайсер» оперативно спилили, а Салават Щербаков пришел в студию Дождя.
«В нашей истории есть люди, любимые народом, такие как Гагарин, Никулин и Калашников», — заявил Щербаков. «Я общался только с людми, которые калашникова любят и уважают», — подчеркнул он, добавив, что о проекте было известно задолго до его установки и открытия.
Между тем, отвечая на упреки в халтуре, Щербаков отметил, что считает такие заявления «огульным, наглым бредом». Ккогда мы устанавливали памятник, он висел на кране, пришли три человека и молча взглянув на меня, оставили одного, он встал с картонкой и стоял там четырые часа», — поделился скульптор.
Говоря об ошибке со «Шмайсером», Щербаков признал, что это произошло по его собственной вине, при этом подчеркнув, что допущенная ошибка — не принципиальная. «Если грубо и на кухне, мы называем это бредом и распоясовшимся планктоном», — заключил скульптор, имея в виду, судя по всему, критиков его работы.
Полная расшифровка программы:
Не могу не сказать вам, что вам удалось опровергнуть известную в России поговорку: что ни делай — получается автомат Калашникова. Это шутка, но тем не менее в связи с этой историей, которая сегодня так обсуждается, на самом деле никто бы не обсуждал это так громко, если бы не то внимание, которое к памятнику было приковано изначально. Потому что много вокруг этого было разговоров, он появился внезапно и так далее. В этом смысле один из аргументов, который звучал, когда памятник уже поставили, когда люди стали на него смотреть, я цитирую, это было везде: что это халтура. Это просто звучало, я много раз сам это видел, слышал, в этом смысле просто цитирую, передаю. И когда обнаруживается, что там действительно схема немецкого автомата вместо автомата Калашникова, то кажется, что это аргумент как раз в пользу тех, это говорит. Как вы думаете?
Я думаю, все, что сказано, меня очень это интересует даже изучить, потому что для меня это было абсолютно неожиданно, вся ситуация. Все, что вы сейчас сказали, я послушал, и как будто мы живем в абсолютно разных мирах или смотрели разные фильмы. Значит, как было дело. Мы знаем, что в нашей истории есть люди уважаемые и любимые народом, мы любим свою историю. И в этом контексте я общался до этого только с людьми, которые Калашникова знают, любят, уважают. Причем что интересно: из тех любимых и ярких героев российской истории есть такие, которых любит народ особенно. Если перечислить, это Юрий Гагарин, это Высоцкий, как мне сегодня американский журналист сказал, просто любят как своего. И к этим людям относятся и артисты типа Юрия Никулина или Евгения Леонова.
Никто не говорит про самого Калашникова.
Я хочу договорить. И Калашникова — его любят. Ведь стали изображать кучу черепов на памятнике в интернете. Я все-таки хочу сказать, когда мы над этим памятником работали, а работали и специалисты, и родственники, все вместе, это была общая работа, показанная в мягком материале за полгода — а вы говорите: неожиданно появился.
Я не видел, честно говоря, по этому поводу дискуссии общественной. Москвичей, мне кажется, не спросили.
Памятник был ясен и известен, заранее оповещали в прессе, показывали его.
Одно дело — сообщить прессе, а другое дело…
Показывали общую идею. И я, думая, что мы делаем достаточно хрестоматийную, полностью уверенную фигуру в себе, мы уверены в этой фигуре, и я не ожидал, я просто…
Не ожидали, да?
И вдруг ну совершенно за гранью какая-то вакханалия возникает, и мне даже интересно присмотреться… нет, я конструкцию понимаю, мы понимаем эту конструкцию, понимают все все. Поэтому людей, которые знают… та же Тамара Синявская мне позвонила, супруга Магомаева, говорит: «Я его лично знала еще очень много лет назад». Просто, я думаю, это все нормально. Я тут уже в этой студии говорил: миром правит любовь. И просто одни люди любят одно, а другие — другое. В этом вся суть.
Это понятно, на вкус и цвет товарищей нет. Но я все-таки повторю свой вопрос, потому что действительно есть два мира: в одном все в восторге от этого памятника, а есть значительная часть в Москве людей, которые недовольны. И один из их аргументов: это халтура. И вот когда вдруг оказывается, что там чертеж немецкого автомата, как бы получается, что это такое подтверждение.
Я думаю, этот аргумент или этот такой постулат — это очень легкий голос… У нас школа скульптурная как таковая, она в СССР в свое время сохранилась, то есть то, что это не халтура, это огульный наглый бред.
Наглый бред — это то, что там автомат немецкий?
Нет, эта фраза, слово «халтура».
А, когда говорят, что халтура.
Как готовится памятник? Это и образ, там все автоматы абсолютно верны. Это, видимо, долго искали. Я вам скажу…
Но там действительно ошибка получилась.
Нет, его нет, автомата там не было никогда. Там семь автоматов абсолютно точных. Видно, искали среди них. Семь автоматов и восьмой автомат у него в руках. Они документально сделаны, увеличены на 5%, просто это для литья.
Ну это понятно. И вот есть эта схема.
Инструменты слесарные, чертежные, и там есть некие чертежи, и это даже не схема автомата, это схема сборки. И мне концерн подтверждал. Еще один плюс от этого скандала. Вы знаете какой? В концерне Калашникова говорят: секта свидетелей Шмайссера. Значит, есть люди, которые с пеной у рта уверяют, что Калашников украл автомат у Шмайссера. И их, шутя, конструкторы, понимая, что это бред, называют секта свидетелей Шмайссера.
Вы невольно подливаете масло в эту дискуссию, когда ошибаетесь и помещаете схему эту.
И когда люди говорят: да это же похож на Шмайссера. А там еле-еле видный чертеж, который, кстати, сказать, это просто мы для того, чтобы успокоить… Это не автомат убран, там схема.
Схема, уже все видели.
И то частично, ее разглядеть-то трудно.
Но уже разглядели.
И я вам скажу еще такую историю. Когда мы устанавливали памятник, он висел на кране, и там люди — велосипедисты, ну кто-то еще. Приходят трое: женщина в годах, строгая и со злым взглядом, молодая девушка и парень очень бледный и странноватый. Они молча, очень внимательно взглянув, это за день до открытия, за два, на меня, я думал, может, что-то спросят. Потом принимают решение, оценили ситуацию, оставили парня, он встал с картонкой. Я говорю: «Слушайте, ребята, здесь же стройка, кран висит 5 тонн, сварка летит. Слушай, здесь нельзя стоять, опасно». 4 часа, то есть организованно поставили парня, я его отснял, я могу показать, кто это, 4 часа стоял и показывал водителям эту картинку. Я думаю, что тут очень много, и вы прекрасно знаете, о чем речь, в том числе и этого, к сожалению.
Там ошибка все-таки случилась.
Ошибка, конечно, есть, и это нормально.
Кто ошибся-то? Это подмастерье ошибся или вы?
Я лично, я, конечно.
А как, вы просто в гугле, в яндексе?...
Нет-нет. Это всегда идет очень серьезная работа. Я вам расскажу. В галерее войны 1812 года в Зимнем дворце висят портреты людей в мундирах. И Багратион, и там есть один ряд пуговиц и два. В этом часто бывают какие-то ошибки, даже они интересны, и у Багратиона один ряд пуговиц. Оказывается, когда он погиб, через полгода эти генералы уже одели другие мундиры, его изображают в том мундире. Ошибки бывают. И причем когда человек нашел ошибку, специалист — молодец. Позвонил, такое было, кстати: «Ребята, у вас то-то» — «О, спасибо». Это все очень легко, эта ошибка непринципиальная, и он не шмайссер. Я вам дорассказываю, вы лучше меня слушайте, потому что информация от меня должна идти, а не в обратную сторону.
Конечно, конечно.
И человек, мы ему благодарны. Причем мало того, если даже сейчас кто-то скажет: «А вы знаете, вот еще бы добавить там такую деталь». И мы будем благодарны и добавим.
А можно попросить еще что-нибудь убрать? Я бы, кстати, если уж меня спрашивать, поскольку наш разговор все-таки, я бы проголосовал, конечно, все не снимешь, тут вопрос открытый, но там этот всадник на коне…
А кто это?
Ну сзади там стоит.
Ну кто это?
Святой Георгий, да?
Вот эта безграмотность, я про нее сейчас тоже скажу.
Я бы с ним тоже поработал, может, уменьшить чуть-чуть. По крайней мере, еще возможны корректировки.
Это не Святой Георгий, вообще не Святой Георгий.
А кто это?
Михаил, архангел, это Святой Михаил. День оружейника в день Святого Михаила. Это его святой, Калашникова. Он борется на земном шаре со злом, как борется наша страна в разных странах, гибнут люди и стараются искоренить тех, которые режут головы и христианам, и мусульманам, и всем. Это вечная борьба. И это копье золотое является символом этого оружия, которое предназначено для этого. И Калашников был очень человек совестливый, он даже в каком-то смысле каялся, понимаете. «А вы сделали бы памятник, где кается, плачет Калашников и держит автомат». Вообще если грубо и на кухне, то мы это называем бредом, наглостью, распоясавшимся планктоном. И так оно и есть во многом.
Распоясавшийся планктон. Ну хорошо, хоть ошибку поправили, больше ее не будет. И вроде так просто, стоит памятник: тут подпилил, здесь подрезал.
Вы его видели лично?
Да, я был там, смотрел.
Проезжали?
Нет, я прошел и смотрел.
Ну вам понравился?
Мое мнение, если честно — не очень.
Я вам тогда многое объясню, и вам понравится.
Мне не очень, но я постараюсь к нему привыкнуть. Правда, мы не знаем, может быть, он еще поменяется в процессе, вдруг там еще какая-то ошибка есть, всякое бывает. Будем надеяться, по крайней мере, Владимир уже стоит точно.
Вам нравится?
Оставим сейчас мое мнение. Спасибо большое.