Белорусская Антанта: как женщины объединились, чтобы победить Лукашенко

17/07/2020 - 21:54 (по МСК) Валерия Ратникова

Предвыборная ситуация в Беларуси перешла в острую фазу. В Минске ситуация напряженная — по сути, объявлено военное положение: аресты, избиения, задержания — Александр Лукашенко осознает, что эти выборы точно не станут легкой прогулкой. И минчане перешли к силовому противостоянию с полицией. Взрыв случился после того, как вполне ожидаемо белорусский Центризбирком отказал последнему, насколько можно судить, независимому кандидату в президенты — бывшему послу Беларуси в США бизнесмену Валерию Цепкало. А уже скоро штабы всех трех незарегистрированных кандидатов договорились и объединились вокруг не снятой с выборов жены Тихановского Светланы. О новой белорусской Антанте — Валерия Ратникова. 

Президент Беларуси Александр Лукашенко: Будущая пятилетка будет посвящена малой родине этой, нам надо поднять регионы.

В том, что будущая пятилетка (то есть, президентский срок) будет его, Лукашенко теперь уже, наверное, не сомневается. Но все равно обижается на интернет-прозвище «Сашка 3%», которое ему дали по результатам замера рейтинга президента в социальных сетях.

Президент Беларуси Александр Лукашенко: Это вы «Саша 3%» на майках написали! Ну, вы верите, что у действующего президента рейтинг 3%?! Да вот в этой вот альтернативной компании — и то, я больше трех наберу! Поэтому не надо нас дергать. Никогда не оскорблялись.

Кроме Лукашенко, зарегистрировали еще четверых кандидатов. Но главных оппонентов у действующего президента сейчас, по сути, трое. Три штаба оппозиционных выдвиженцев объединились против Лукашенко.

Жена незарегистрированного кандидата в президенты Валерия Цепкало Вероника: Сейчас наша власть боится женщину — а именно боится Светлану. Потому что у нее муж находится в тюрьме. Он заложник этой всей ситуации. Светлана — мать, у нее двое детей. И мы всем хотим показать, что Конституция в этой стране написана для женщин. Именно поэтому мы объединились, именно поэтому мы солидарны со Светланой как с матерью, женщиной. Мы верим, что мы не второсортные, что мы стоим наравне с мужчинами. И мы верим, что мы победим.

Вероника Цепкало, Светлана Тихановская, Мария Колесникова представляют трех незарегистрированных кандидатов. Колесникова — за главу Белгазпромбанка Виктора Бабарико, ставшего фигурантом уголовного дела и попавшего в тюрьму КГБ, Цепкало — за своего мужа Валерия, которому забраковали больше половина подписей, Тихановская — тоже за мужа, Сергея, политического блогера, задержанного полицией. Именно эти три кандидата даже по статистике провластного телеканала ОНТ — самые популярные после Лукашенко. И только о них, по словам самого президента, он слышал до выборов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко: Я вообще людей, которые выдвинулись, практически не знаю. За жену никто не проголосует в Беларуси. У нас Конституция написана не под женщину. И у нас общество не созрело для того, чтобы голосовать за женщину, потому что у нас по Конституции президент обладает сильной властью. 

Получилось как по заказу — зарегистрировали жену популярного блогера, за которую, мол, белорусы не проголосуют, потому что женщина, и еще троих кандидатов — их президент тоже якобы не знал до выборов.

Соорганизатор экспертной инициативы «БелоРусский диалог» Дмитрий Болкунец: У нас среди кандидатов, которые остались, часть из них — кандидаты-спойлеры. Я бы сказал, все кандидаты-спойлеры. Никто из них не имеет ни единого шанса на победу. Это надо признать. Включая Тихановскую, в том числе — тем более, что она не политик. Что касается других кандидатов, Анна Канопацкая — это абсолютный спойлер Александра Лукашенко, она займет второе место на выборах, я в этом даже не сомневаюсь. Она будет первым человеком, который предпоздравит Александра Лукашенко с выборами. 

Наиболее опытный по сравнению с другими кандидатами политик Анна Канопацкая с такой оценкой не готова согласиться. Депутат белорусского парламента считает, что кроме нее достойных оппонентов Лукашенко на этих выборах нет. Четыре года назад ее впервые избрали в палату представителей, теперь вот — зарегистрировали кандидатом.

Кандидат на пост президента Беларуси Анна Канопацкая: Я политик со стажем. Я с 1995 года нахожусь в оппозиции к действующей власти и занимаюсь политикой как основным видом деятельности с 2012 года, когда я баллотировалась в палату представителей. Очень многие люди, которые сегодня участвуют или участвовали раньше в электоральной кампании в выборах президента, не ставят перед собой цели победить. Я давно говорила, что очень многие пришли в эту кампанию со своими собственными целями. Очень сложно быть слугой режима и в одночасье переделаться в революционера-реформатора.

Анна намекает на банкира Виктора Бабарико и на бывшего посла Беларуси в США, экс-директора «Парка высоких технологий» Валерия Цепкало. В их выдвижении и в уличных протестах Анна видит влияние из-за восточной границы. Хотя порыв народа бороться за свободу поддерживает.

Кандидат на пост президента Беларуси Анна Канопацкая: Мне очень страшно от того, что в массе своей это — молодежь. А страшно потому, что она действительно управляема извне, этими телеграм-каналами. Я вижу, чувствую это давление на меня. Они видят, насколько я не готова торговать независимостью и суверенитетом Беларуси. Я не сломаюсь. Следующим президентом Беларуси будет женщина. 

Анна считает, что может набрать хотя бы 30% голосов, и надеется во второй тур. Другие кандидаты не так уверены в своей победе. Логотип предвыборной кампании бизнесмена и новоиспеченного политика Сергея Черечня очень напоминает символ штаба победителя президентской гонки в Украине Владимира Зеленского, но сам Черечень считает, что выиграть на нынешних выборах почти невозможно. При этом его, например, поддержал первый президент Беларуси Станислав Шушкевич и фактически отдал Черечню свою партию «Грамада».

Кандидат на пост президента Беларуси Сергей Черечень: Система еще более отточила своей инструментарий по проведению избирательных кампаний. В этот раз в избирательные комиссии не попал ни один из оппозиционных либо политиков, либо приверженцев. Поэтому сейчас, что касается самих комиссий, это фактически стерильные структуры, которые будут считать так, как им скажут. Я являюсь руководителем двух организаций. Мы как структура имеем право направлять в наблюдение на каждый избирательный участок по одному человеку, и мы будем пользоваться этой возможностью. Это один из тех немногих шансов, который позволит нам, по крайней мере, довести ту картинку, которую мы увидим своими глазами, до наших людей. 

Больше всего настроен сотрудничать с другими кандидатами, видимо, один из лидеров общественной организации «Говори правду» Андрей Дмитриев. Он пообещал провести новые, легитимные выборы, если станет президентом. А еще провел одну из первых пресс-конференций, стоя по колено в пруду. Так Дмитриев возмутился тем, какие места власть дает кандидатам для агитации.

Я иду на выборы, потому что уверен, что Беларуси нужен новый президент. И готов в случае моей победы назначить новые выборы. Сегодня ни у кого из кандидатов нет большинства голосов избирателей, но абсолютное большинство белорусов хочет выбрать нового президента. 

Кандидат на пост президента Беларуси Андрей Дмитриев: Я считаю, что нужно формировать переходное правительство, куда войдут альтернативные кандидаты, и объявлять новые президентские, парламентские выборы, чтобы они прошли таким образом, что все могут в них участвовать. Я думаю, что до дня голосования еще надо дойти. Два месяца назад в Беларуси было 15 кандидатов в президенты, осталось пять. Двоих исключаем — это Лукашенко и Канопацкая, которые сегодня идут в связке. Фактически осталось, получается, трое. И сколько из них дойдет? Я напомню, что ЦИК может лишать кандидатов регистрации за два нарушения.

Перевыборы президента — главная часть программы объединенных штабов Тихоновской, Бабарико и Цепкало. Светлана Тихановская — не политик, за себя людей на улицу, как и другие кандидаты, выводить не готова, идет на выборы ради любви — то есть ради свободы собственного мужа.

Кандидат на пост президента Беларуси Светлана Тихановская: Вы все знаете, почему я оказалась на этом месте. Из-за любви. Из-за любви к своему мужу. Именно поэтому я решила продолжить дело, которое для него было таким важным. Я люблю Беларусь и белорусов. Именно поэтому я продолжаю идти дальше несмотря на все попытки меня сломать. 

Реальные шансы оппозиции на выборах оценить сложно. С одной стороны, протесты — это фактически отражение антирейтинга власти. С другой, ни один рейтинг не обещает хотя бы какому-то кандидату от оппозиции поддержки большинства на выборах. Например, исследование оперативно-аналитического центра, которое якобы секретно передали Лукашенко, а он, в свою очередь, председателю союза журналистов Беларуси — в марте рейтинг Лукашенко «стал резко падать» и составлял около 60%, но к концу июня достиг 76%, а в ближайшее время может пересечь барьер в 80%.

Соорганизатор экспертной инициативы «БелоРусский диалог» Дмитрий Болкунец: Был обыск проведен, насколько я знаю, в институте социологии Академии наук Беларуси. Кстати, глава этого института социологии в интервью одному из белорусских медиа сообщил, что рейтинг Александра Лукашенко в Минске — 24%. Даже пусть будет 24% — все равно это меньше, чем сейчас рисуют государственные медиа.

Эксперт аналитического центра РОО «Белая Русь» Петр Петровский: На начало мая месяца 20-30% от населения не определилось. Если мы считаем из определившихся, что 76% — за Лукашенко, прибавьте 20% неопределившихся. Главная задача власти всегда — дотянуть до 60% свой рейтинг и сделать так, чтобы половина оппозиции не пришла на выборы. Тогда она получает 80%. Вот вся математика, на самом деле. 

В любом случае, это голосование беспрецедентно — еще никогда так не преследовали политических блогеров и активистов, видя в них реальную угрозу, не сажали кандидатов в тюрьму, а еще всегда приглашали международных наблюдателей. Теперь нет — миссия от ОБСЕ не приедет в Беларусь. МИД страны отправил приглашение только после заявления организации о том, что наблюдать их никто не позвал. И, конечно, это было сделано не случайно.

Эксперт аналитического центра РОО «Белая Русь» Петр Петровский: Путаницу внес коронавирус. Когда начиналась избирательная кампания, это 8 мая, — тогда Беларусь была закрыта со всех сторон. Получается, этап регистрации инициативных групп и сбора подписей вылетал автоматически. Я надеюсь, что они приедут, потому что это, во-первых, увеличивает легитимность выборов, несмотря на то, что на всех выборах ОБСЕ очень критично относится к избирательным кампаниям. 

Соорганизатор экспертной инициативы «БелоРусский диалог» Дмитрий Болкунец: Белорусский МИД выбрал другую тактику, тактику: «Нет наблюдателей — нет легальной оценки выборов». Чтобы можно было потом прикрыться, что за выборами фактически никто не наблюдал, потом они будут говорить — вы же за ними не наблюдали, как вы можете давать оценки? Миссия СНГ направит — и они, конечно, признают, даже не наблюдая. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски