Четыре сценария Кремля на 2018 год: кто бросит вызов Путину

Кудрин, Навальный, конституционная реформа и другие возможные сюрпризы грядущих президентских выборов
18/11/2016 - 22:54 (по МСК) Михаил Фишман

Верховный суд отменил приговор по делу «Кировлеса», а это значит, что у Алексея Навального снова есть право избираться в президенты. Дело отправили на повторное рассмотрение, и в Кирове могут решить что угодно, но пока Навальный снова реальный кандидат на выборах 2018. Что еще может стать сюрпризом грядущих выборов? Четыре вероятных варианта — в сюжете Дождя.

 

В Кремле и экспертном сообществе за год до официального старта президентской гонки обсуждают четыре основные сценария выборов. Тема выборов звучала, в частности, по сообщениям участников закрытых встреч, во время общения нового куратора внутренней политики Сергея Кириенко с политологами и социологами.

Первый сценарий, самый инерционный: Путин идет на четвертый, последний президентский срок до 2024 года. Ему оппонируют лидеры думской системной тройки — КПРФ, ЛДПР, СР и кто-то из малых партий. А Навальному по-прежнему запрещено избираться. При нынешнем рейтинге президента улучшить результат прошлых выборов в 2012 году — 59%, труда не составит. Главная проблема — легитимность выборов и явка. На последних выборах в Госдуму партия власти получила конституционное большинство, но явка была меньше 50%. Президент же должен быть всенародно избранным. В 2012 году альтернативу путинскому курсу представлял бизнесмен Михаил Прохоров, новичок в политике, неожиданно для многих занявший третье место в целом по России и второе — в крупных мегаполисах. Его участие придало кампании интригу, но после провала всех политических проектов Прохорова и его отказа от участия в московских выборах он не рассматривается как кандидат от протестных либералов.

Алексей Макаркин, политолог: «Если выборы, как вы говорите, без Навального, то состав участников достаточно понятный, и он просто скучный. Зюганов, Жириновский, может быть, Миронов, хотя я не уверен, что Миронов будет баллотироваться против президента, хотя бы формально. От либералов, в таком случае, может быть, Григорий Алексеевич Явлинский, человек из истории. Более того, человек из истории, которого воспринимают как не очень удачливого человека из истории. Выборы в этой ситуации достаточно скучные. Причем в принципе для большинства избирателей в этом нет никакой проблемы».

Константин Калачев, политолог: «Должен быть и представитель условных либералов, носитель другой системы ценностей. Но кто это будет — вопрос открыт. Кто-то называет Кудрина, но я совершенно не верю, что Кудрин может впрягаться как конкурент Путина. Титов очень хотел. Пока будут рассматриваться и взвешиваться разные варианты и разные сценарии. Мне кажется, что могут найтись какие-то другие представители либерального крыла нашей общественности, которые могли бы исполнить на этих выборах роль спарринг-партнера».

В связи с отменой приговора Навальному по Кировлесу появляется второй сценарий: кандидат — Навальный. Как показало его участие в выборах мэра Москвы, он может привести людей на участки и мобилизовать протестный электорат. Но в качестве соперника первого лица он опасен тем, что его трудно контролировать. Он может использовать кандидатскую трибуну для изложения компромата на высших чиновников. Кроме того, активизируются протестные наблюдатели, и нарушения на выборах, как в 2011 году, могут спровоцировать новую Болотную. Стоит ли игра свеч — вопрос для Кремля спорный. Многие собеседники Дождя говорят, что не считают, что плюсы перевешивают минусы. Навальный получит телеэфир, резко поднимет свой статус и выйдет на уровень большого политика. Собственно, московские выборы уже подняли его статус и едва не привели к опасному для власти второму туру. Так что пока вопрос о его участии подвешен, тем более, что времени еще много, говорит собеседник, близкий к Кремлю. Надо будет — допустим, не надо будет — можно еще успеть вернуть приговор в силу и не допустить его до выборов, говорит источник Дождя.

Константин Калачев, политолог: «Исключать ничего нельзя. Возможность участия Навального тоже есть, но я бы не сказал, что это определенно, пятьдесят на пятьдесят. Конечно, я говорил, что Навальный мог бы гипотетически стать удобным спарринг-партнером для Путина, потому что он вряд ли выйдет за пределы своей ниши. С одной стороны, снимается вопрос по поводу легитимации результатов, и снимается не только внутри страны, но самое главное, за пределами страны, где Навальный известен как главный оппозиционер. Рисков особых нет, много он, наверное, не наберет».

Третий вариант самый неожиданный: Путин отказывается идти на новый срок и ставит на преемника. Но этот вариант, судя по известным Дождю настроениям в Кремле, пока даже всерьез не прорабатывается. Перед кратким уходом Путина из Кремля в середине нулевых, гонка преемников, тогда ими считались Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, началась за два года до выборов. Еще в 2005 Медведев был назначен вице-премьером, ответственным за нацпроекты. Сейчас никакого явного смотра сил нет.

Алексей Макаркин, политолог: «Сценарий «выборы без Путина», я считаю, мягко говоря, маловероятным. Потому что у нас уже был опыт, когда он уходил с поста президента на пост премьера, но тогда была более спокойная ситуация, раз. Во-вторых, этот опыт рассматривается скорее негативно во власти. Поэтому снова операция «Преемник» весьма маловероятна».

Но у Путина в запасе есть четвертый сценарий, маневр, который пытался сделать для пролонгации власти в Грузии экс-президент Михаил Саакашвили: перейти от президентской к парламентской форме правления, в которой ключевой фигурой становится глава правительства. Его срок уже не ограничен Конституцией, он остается у власти, пока парламент контролирует его партия. То, что правящая элита может инициировать серьезную реформу и созыв конституционного совещания, предположил в недавнем интервью Дождю Михаил Ходорковский.

На превью: Валерий Мельников / Трейлер

Другие выпуски