Антикризисные меры — несовместимые задачи для банков, удаленка — сомнительная развилка будущего, импортозамещение — страховка экономики

Экономист Наталия Орлова — о новом будущем российской экономики
18/05/2020 - 20:51 (по МСК) Маргарита Лютова

Хотя на прошлой неделе Путин объявил окончание нерабочих дней, российская экономика пока не вернулась к норме — ограничительные меры пока не сняты, а россияне еще не вернулись к прежней потребительской деятельности. Таким образом, возникают вопросы, ответы на которые мы попытались найти с главным экономистом и руководителем центра макроэкономического анализа «Альфа-банка» Наталией Орловой — следует ли открывать новый бизнес сейчас, вернутся ли доходы и занятость населения к прежнему уровню, могут ли кредиты стать драйвом экономического роста и стоит ли ждать ускоренного перехода на удаленную работу в ряде индустрий. Ведущая — Маргарита Лютова, заместитель главного редактора Econs.online, редактор раздела «Мнения». 

Здравствуйте. Вы смотрите Дождь, в эфире программа «Деньги. Прямая линия». Меня зовут Маргарита Лютова, и я рада вновь быть в гостях на Дожде, я сейчас заместитель главного редактора сайта об экономике и финансах econs.online. Ближайшие 45 минут вместе с вами попробуем разобраться в тех больших процессах, которые происходят в российской экономике, и которые так или иначе уже влияют на нашу жизнь и будут во многом предопределять ее в дальнейшем. Разбираться нам будет помогать гостья нашей программы, рада вновь приветствовать на Дожде Наталию Орлову, главный экономист Альфа-банка, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка. Наталия, здравствуйте, спасибо, что вы к нам присоединяетесь.

Здравствуйте.

Наталия, я хочу начать с такого блока вопросов о потреблении, о том, что с ним происходит сейчас и как в дальнейшем будет складываться его динамика. И начать хочу вот с какой информации, которая мне буквально на днях попалась на глаза, это исследование об итальянских потребителях. Аналогичных опросов, к сожалению, в России я еще не видела, но мне кажется, выводы могли бы быть схожими в том, что касается, по крайней мере, крупных российских городов. Итак, итальянские экономисты опросили репрезентативную выборку людей о том, какими услугами, связанными с посещением некоторых общественных мест, они намерены воспользоваться, как только это будет возможно, как только будут сняты карантинные ограничения. И любопытно в этом опросе то, что люди на вопрос, стоит ли открыть, например, бары и рестораны говорят — да, разумеется, стоит вернуться к нормальной жизни, например, так сказали более половины опрошенных, но лишь 30 с небольшим процентов готовы сами туда пойти. То есть опасения сохраняются, и как указывают авторы этого исследования, итальянские экономисты, судя по всему, спрос будет восстанавливаться намного медленнее, чем предложение, как минимум, в силу этих опасений. Каков ваш прогноз насчет того, что будет со спросом, с потреблением в российской экономике, с учетом вот этих двух довлеющих факторов — во-первых, наша специфика, это состояние доходов населения, и второе, новая реальность, где есть опасения заразиться.

Вы знаете, мне кажется, что вы сами уже в какой-то степени подчеркнули, что есть два фактора, которые в целом будут влиять на поведение потребителей. Первый фактор это, конечно, вот эти опасения, потому что действительно нам всем хочется как бы видеть и такие сигналы считывать, что экономика возвращается к нормальной жизни, потому что мы все понимаем, что, например, открытые бары это означает в общем-то восстановление покупательной способности, это значит, что люди, которые там работали, они опять вернутся к своим рабочим местам. И в любом случае это просто такой, мне кажется, важный психологический сигнал, что да, мы возвращаемся к жизни в начале года. Но при этом действительно есть вот эти вот ограничения, опасения, и я думаю, что безусловно, первое время, конечно, как было видно по цифрам, которые вы цитировали, большинство, во всяком случае, сейчас упреждающе не готовы сразу возвращаться в те же бары, то есть им очень важно, чтобы они были открыты, но решение о том, так сказать, идти туда или не идти, они действительно будут принимать более осторожно. То есть это вот такой, я бы сказала, первый фактор психологический, когда люди будут как бы взвешивать, насколько им страшно, не страшно, готовы, не готовы они к каким-то, в основном мы касаемся, конечно, сектора услуг, то есть это в меньшей степени к товарам имеет отношение.

Также по теме
    Другие выпуски