Почему власть решила не принимать ковид всерьез, помогут ли лотереи заставить людей прививаться и может ли Россия на самом деле снизить зависимость от доллара

14/06/2021 - 21:12 (по МСК) Маргарита Лютова

Гость нового выпуска программы «Деньги. Прямая линия» — профессор экономики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Олег Ицхоки. На примере США он рассказал о том, какими способами, помимо денежных выплат, можно мотивировать население вакцинироваться, какие из них являются наиболее эффективными и сработают ли они в России. Также обсудили, что означает полный вывод доллара из структуры Фонда национального благосостояния — насколько это решение оптимально с точки зрения поддержания резервов и есть ли у него экономические обоснования? Кроме того, Ицхоки рассказал, почему сильное государство необходимо для обеспечения экономического роста в стране.

Здравствуйте! Вы смотрите Дождь. Это программа «Деньги. Прямая линия». Меня зовут Маргарита Лютова, и в ближайшие сорок пять минут я вместе с вами, как всегда по понедельникам, буду анализировать экономические новости, выделять, что из этого самое главное, что непосредственное влияет на нашу с вами жизнь. И главное ― все это мы делаем в компании с гостем нашей студии. Сегодня это по скайпу из солнечной Калифорнии Олег Ицхоки. Здравствуйте, Олег! Олег уже не первый раз у нас в эфире. Рада всегда приветствовать. Напомню нашим зрителям, профессор экономики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Добрый день!

Олег, я начну с новости, которая многим кажется не экономической, но весь последний год, уже, наверно, полтора года, мы понимаем, как тесно связаны пандемия и экономическая ситуация. И сейчас, наверно, главная новость в России, связанная как раз снова с ростом числа инфицированных, ― в Москве объявлены эти самые нерабочие дни. В принципе, мы к этому уже более-менее привыкли, всего месяц назад мы тоже видели нерабочие дни.

Что здесь нового и что я хотела бы с вами обсудить, учитывая, что вы можете с нами поделиться вашим взглядом на американский опыт? Мы впервые увидели, что власти, в частности, сейчас это власти Москвы, Подмосковья, пытаются придумать новые стимулы для тех, кто не хочет вакцинироваться, а таких сейчас, как мы видим, большинство, потому что всего 10% населения в России получили вакцину.

Вопрос мой вот в чем: я видела в журнале The Economist любопытное исследование ― опрос американцев, которые не хотят вакцинироваться. Их спрашивали, какие стимулы были бы для них достаточными, чтобы они все-таки свое отношение к этому вопросу изменили. И выяснилось, что денежные стимулы: или возможность выиграть в лотерею крупную сумму, или гарантировать получить сто долларов ― не работают. В этом смысле, Олег, расскажите, вообще могут ли в этом вопросе сработать такого рода стимулы и что показывает еще американский опыт в вопросе тех, кто не хочет, не готов к вакцинации?

Да, это отличные вопросы. Вообще надо, наверно, отступить на шаг назад и отметить такую важную вещь в эту пандемию, что, как оказалось, смертность не очень высокая от этого вируса, оценки варьируются от 0,5 до 1%, в таком масштабе приблизительно. Смертность гораздо выше для людей старшего поколения. Мы видим, что в тех возрастных группах, где смертность высокая, стимулы сделать прививку работают очень хорошо и никаких проблем не возникает. Скажем, в Америке среди людей старше 65-ти уже подавляющее большинство вакцинировано, там больше 70%. В принципе, в этом смысле это самые лучшие стимулы, которые могут быть.

Но вторая вещь, которая связана с тем, что этот вирус оказался относительно неопасным, опять же огромное количество людей от него умерло, но то, что смертность была ниже 1%, позволило странам по-разному подходить к этому, например, во многих странах, в менее развитых странах, просто не обращать внимания на существование этого вируса. Жизнь продолжалась, как будто ничего этого нет. Это связано именно с тем, что смертность относительно невысокая. И вот на данном этапе, скажем, в развитых странах, поскольку смертность относительно невысокая, то страны встречаются с этой сложной задачей: как уговорить людей вакцинироваться, с одной стороны, с другой стороны, не прибегать ни к каким драконовским ограничительным мерам относительно прививания, например, не требовать паспортов прививки.

В Америке основная вещь, которая сейчас происходит, ― это то, что государство хочет избежать ситуации, где оно будет требовать паспорт прививки на каком-то официальном государственном уровне. Оно дает стимулы, скажем, частным компаниям проверять прививочные паспорта либо у своих работников, либо у своих клиентов, но оно это старается не навязывать, чтобы не вызвать, так сказать, политические споры по поводу конституционности того, можно ли проверять эти паспорта и так далее. В принципе, это был бы, конечно, самый простой способ, но в связи с тем, что в принципе количество привитых уже достаточно высокое и делать из этого политическую проблему, можно ли проверять паспорта или нет, государство на данный момент не хочет, поэтому они пытаются использовать другие методы.

Конечно, самое простое было бы просто сказать, что все, кто хочет ходить в школы, в университеты, в какие-то общественные заведения, внутри должны, может быть, показывать свои паспорта. Это был бы самый простой способ. Но мы посмотрим, начиная с сентября часть университетов будет требовать от студентов, чтобы они предоставляли доказательства того, что у них есть две дозы прививки, только тогда они смогут прийти на кампус, иначе им придется учиться удаленно. Это то, что будет в сентябре, но пока к таким методам не прибегают.

На данный момент в Америке, скажем, привито больше 50%, точно уже получило первую дозу и близко к 50%, по-моему, получило обе дозы. И дальше вопрос в том, насколько какими способами можно увеличить долю привитых, какие способы хорошо работают, а какие работают плохо. Пробовали, как правило, две или три вещи. Одна ― такая монетарная вещь, это, скажем, либо давать, просто выплачивать деньги за то, что человек приходит и делает прививку, либо более часто это было участие в лотерее, если ты делаешь прививку, то ты можешь участвовать в лотерее, скажем, в Лос-Анджелесе выиграть билеты на игру какой-то домашней команды. Я, честно говоря, не хорошо разбираюсь в американском спорте, поэтому даже забыл название нашей лос-анджелесской команды, по-моему, «Доджерс» она называется, да, «Доджерс». Если ты в Лос-Анджелесе прививаешься, то ты получаешь шанс выиграть в лотерею билет на весь год на стадион этой команды.

Эти вещи работают достаточно неплохо. Многие компании частным образом дают отгул людям, когда они идут прививаться, в день прививки они получают отгул и на следующий день и еще получают какую-то выплату от компании часто. То есть такие стимулы на частном уровне работают неплохо. Но другая вещь, которую посмотрели в исследованиях, что очень хорошо работают такие стимулы, что люди, которые не сделали прививку, должны продолжать ходить в маске, а те, у кого есть прививка, соответственно, могут не ходить в маске. И в Америке в целом в больших городах люди перешли и стали соблюдать эти правила, в течение последнего года все стали достаточно обязательным образом надевать маски, во многих случаях никого не надо было заставлять это делать. Компании, так сказать, если это кофешопы, или супермаркеты, или кафе, в принципе, за этими правилами очень четко следили, и это привило такую культуру надевать маски.

Сейчас государство говорит, государство на уровне штатов сейчас уже говорит, что если у тебя есть вакцина, ты можешь маску не надевать, в принципе, дает возможность бизнесам решать, будут ли они проверять, что человек надевает маску, когда получает какую-то услугу, или нет. Кажется, на тех исследованиях, которые делали, этот стимул очень хорошо работает, что когда люди видят, что действительно ты можешь защитить себя и окружающих двумя разными способами: либо сделать вакцину, либо надевать маску, то это дает хороший стимул вакцинироваться, удивительным образом лучше, чем монетарные выплаты.

Другие выпуски