Как спасение «Роснано» ударит по экономике, почему власти сейчас могут снизить налоги и каким образом ограничения на импорт лекарств привели к росту смертности

Интервью с Евсеем Гурвичем
22/11/2021 - 20:49 (по МСК) Маргарита Лютова

Гостем нового выпуска программы «Деньги. Прямая линия» стал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он рассказал о том, что нужно знать про новый российский бюджет, действительно ли власти в стране могут снизить налоговую нагрузку (и пойдут ли они на это), а также почему спасение «Роснано» государством только ударит по нашей экономике. А в колонке ведущей Дождя Маргариты Лютовой разобрали предложение Министерства промышленности и торговли о введении механизма «второй лишний» на закупках стратегически важных лекарств, который предполагает отклонение заявок зарубежных производителей при наличии отечественных.

Очередная новость из мира импортозамещения пришла на днях: Министерство промышленности и торговли предлагает еще сильнее оградить российский рынок от импортных лекарств. Еще сильнее — потому что уже более десяти лет Россия, можно сказать, борется с импортом медикаментов. И благодаря анализу данных, который делают ученые, экономисты, мы можем достоверно утверждать, с фактами, с цифрами: в России импортозамещение на рынке лекарств смертельно опасно. В прямом смысле этого слова. 

Я хочу показать вам один очень наглядный и по-моему очень страшный график. Он взят из научного исследования двух российских экономистов — профессора Российской экономической школы Евгения Яковлева и аспирантки Университета Южной Калифорнии Маргариты Хван. Зеленая линия — это смертность от тех болезней, при лечении которых используются лекарства, попавшие под государственное регулирование, то есть заморозку цен и импортозамещение. Это, например, такие заболевания как диабет, лейкемия, лимфома. А красная линия — смертность от заболеваний, лекарства от которых государство не трогало ни регулированием цен, ни импортозамещением. Вы видите, как до 2013 года обе линии шли вниз, то есть общая смертность от различных болезней снижалась. Но потом власти взялись за поддержку отечественного фарм-производителя. Трагическая цена плохого, непродуманного государственного регулирования — почти двукратный рост смертности к 2018 году в сравнении с 2006. Что же произошло? Как вообще такое может быть?

Во-первых, с 2012 года государство ограничивает максимальные цены на группу лекарств, которые официально признаны жизненно-необходимыми. В этот перечень вошло около 600 препаратов. Вроде бы благая цель — сделать лекарства доступнее. Но фактически до прошлого года цены на лекарства этого перечня были заморожены. 

За этот период инфляция выросла почти вдвое, доллар был 30, а стал 70 и больше. Может ли производитель продавать что-то по ценам, например, пятилетней давности? Но регулирования цен было мало, и началось импортозамещение. 

Препараты, которые используются в больницах или выдаются льготникам закупаются за государственный счет, на специальных тендерах. Так вот, с 2015 года порядок следующий: если на конкурс заявились два российских поставщика, иностранный участвовать уже не может! Это правило прозвали «третий лишний». Проще говоря, закупить импортные препараты стало очень сложно.

Наверное, цели могли быть благие. Государство могло руководствоваться очень простой — и очень неверной — логикой: если цены заморозить, лекарства станут доступнее. А если усложнить жизнь зарубежным производителям, будет активнее развиваться российский рынок. Но чудес не произошло. А произошел дефицит. Жалобы тех, кто не мог получить жизненно важные лекарства, доходили даже до прямых линий президента Владимира Путина.

Прямая линия не помогла. Те или иные препараты для льготников продолжили пропадать. Кроме того, пришедшие на смену импортным лекарствам российские аналоги зачастую оказывались менее качественными. Последствия нескольких лет жизни в стране при таком регулирование мы видим в статистике смертности.

Но импортозамещение, к сожалению, не останавливается. Как я уже сказала, на прошлой неделе стало известно об очередной идее. Теперь Министерство промышленности и торговли хочет заменить правило «третий лишний» на «второй лишний». Понимаете, что это такое? Если на тендер по закупке лекарств за счет государства приходит хотя бы один раз российский поставщик, то допускать зарубежные компании запрещено. Говоря совсем просто: если можно купить российское лекарство, покупать импортное за казенные деньги нельзя. Будет нельзя — пока это предложение. 

У нас с вами, к сожалению, очень мало возможностей повлиять на то, какую экономическую политику проводит государство, но кое-какие все же есть. Идея про «второго лишнего» пока изложена в проекте постановления правительства. Проект этот еще не подписан, но он размещен для, что называется, публичного обсуждения на специальном сайте. Там любой гражданин может оставить отзыв, а также поставить лайк или дизлайк законодательной инициативе. Случаи, когда массовая негативная реакция сказывалась на судьбе того или иного документа, все же были. Если вы сочтете нужным — пройдя по ней, вы сможете выразить свое отношение к документу и, вероятно, хоть как-то повлиять на то, что будет с доступностью лекарств в России.

 

Уже завтра, 23 ноября, Государственная Дума должна рассмотреть закон о государственном бюджете во втором чтении, там, как правило, происходит все самое интересное. Узнаем, что нам с вами важно понимать про нынешний бюджет, что он нам рассказывает о нашем будущем. У нас есть замечательная возможность поговорить с человеком, который, наверно, знает про бюджет все. Самый опытный, самый мудрый исследователь бюджета ― с нами Евсей Томович Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы. Евсей Томович, здравствуйте! Большое спасибо, что вы сегодня с нами.

Здравствуйте.

Евсей Томович, я хочу начать наш с вами разговор о бюджете, такой большой, с новости, которая, мне кажется, непосредственное отношение имеет к государственным финансам и качеству их управления. Новость, естественно, про «Роснано». В пятницу, я напомню, нашим зрителям, кто пропустил, стало известно, что у госкорпорации «Роснано» большие проблемы с обслуживанием ее долгов. Она поговорила с кредиторами, предупреждает их об опасности. И теперь главный вопрос, будет ли государство и каким именно образом спасать «Роснано» от ее долгов.

Я с вами хочу поговорить не столько конкретно про «Роснано», а в целом про эту ситуацию наших госкорпораций, наших институтов развития так называемых. Вообще первый такой, наверно, отчасти наивный вопрос: как вообще такое может быть, что госкорпорация, полностью принадлежащая государству, в совете директоров которой есть представители правительства и министерств, оказалась с такими большими проблемами? Это действительно какой-то системный вопрос того, насколько пристально государство следит за тем, как живут госкорпорации.

Здесь можно ответить классическими словами Виктора Степановича Черномырдина: «Никогда не было, и вот опять». Такая ситуация уже бывала не раз, к сожалению, с нашими госкорпорациями. Самый такой очевидный пример ― это проблемы, которые возникли у банка ВЭБ, корпорации развития. В основном они набрали обязательств в период подготовки к Сочинской олимпиаде, когда они финансировали многие проекты развития инфраструктуры при подготовке к олимпиаде: строительство гостиниц, строительство подъездных путей к объектам. В результате этого государству пришлось очень существенно помогать корпорации расплатиться по этим долгам.

Конечно, с «Роснано» это застало всех врасплох. С ВЭБ было понятно, что ситуация достаточно у них трудная, и это не было сюрпризом. Но сейчас, конечно, я думаю, что, по крайней мере, частично государство возьмет на себя разруливание этой ситуации.

Евсей Томович, а если в целом говорить, насколько вообще такие наши институты развития в их нынешнем виде оправдывают свое существование? Вообще зачем они нужны, если они накапливают проблемы и потом приходится их спасать? Такой тоже, возможно, наивный общий вопрос.

Да, есть проблемы. Но нельзя все институты развития объединять в одну группу, они все очень разные. У нас есть и ВЭБ, который сейчас работает уже лучше, и не только «Роснано», есть и «Ростех», и другие госкорпорации, они все по-разному. Да, я думаю, что нужно улучшать управление этими корпорациями, но нужно не забывать и еще об одном: у нас главным мотором развития должны были стать в ближайшие годы инфраструктурные проекты, проекты в развитии инфраструктуры, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства. Там тоже очень большие риски. Не только у нас, во всем мире очень часто проекты, которые реализуются в рамках такого партнерства, государственно-частного, потом по факту их стоимость оказывалась во много раз больше, чем это сначала предполагалось.

Кстати, это же относилось и к олимпийским объектам в Сочи, это одна из причин, по которым возникла та проблема. В принципе, сейчас правительство очень серьезно работает, создает механизмы, инструменты оценки бюджетных рисков при реализации таких инфраструктурных проектов. Я надеюсь, что управление этими рисками очень существенно улучшится, хотя нельзя сказать, что уже мы полностью освоили технологию управления такими рисками и что больше здесь не может возникнуть проблем.

Также по теме
    Другие выпуски