Экономика без проблем: беднеющее население убеждают, что оно богатеет, Минфин прячет дыру в бюджете, а правительство игнорирует реальность

Бывший прогнозист Министерства экономики Кирилл Тремасов — о неочевидных финансовых проблемах
22/01/2018 - 18:27 (по МСК) Маргарита Лютова

Кирилл Тремасов, бывший прогнозист Министерства экономики, председатель совета Московской международной валютной ассоциации, объяснил, почему, несмотря на оптимистичные экономические прогнозы, население беднеет и доходы падают, как в 90-е; а правительство надеется, что мантра о том, что «жить стало лучше и веселее» претворится в жизнь. 

Добрый день. Понедельник, а это значит, что в эфире программа «Деньги. Прямая линия». Как всегда, говорим об экономике, о том, что все эти многочисленные экономические новости, которые на нас валятся, значат для нас с вами, как в них разобраться. И сегодня нам в этом будет помогать гость нашей студии Кирилл Тремасов. Кирилл Викторович, здравствуйте. Спасибо, что вы к нам пришли.

Здравствуйте.

Представлю нашего гостя, тем более, что это премьера. У нас уже, к сожалению, не так часто появляются новые лица в наших экономических передачах. Кирилл Тремасов в недавнем прошлом глава департамента прогнозирования Министерства экономики, сейчас глава Московской международной валютной ассоциации. Сами понимаете, валюта, рубль, все, как мы любим. Поговорим сегодня об этом, ваши вопросы мы собирали в соцсетях, на сайте канала.

Мы пока начнем с последних новостей. Сегодня стали новостью дня данные статистики по кредитным картам, по итогам прошлого года, где небывалый рост, в полтора раза. При этом россияне у нас беднеют, но берут в долг. Вот скажите, насколько это опасная ситуация, и вообще, откуда берется такое потребительское поведение?

На самом деле потребительский кредит по итогам прошлого года вырос меньше. Окончательной статистики Банк России за декабрь еще не давал, но там рост, если мне память не изменяет, процентов 12, то есть увеличение потребительского кредита.

Это безопасно? Это нормальные цифры? Как воспринимать эти 12%?

В условиях, когда у вас не растут доходы, это, конечно, тенденция опасная, но она демпфируется за счет снижения процентных ставок, то есть, так как обслуживание кредита становится менее дорогим, то люди, соответственно, тратят меньшую часть своего дохода на обслуживание кредита. Но любой банкир вам скажет, что он будет выставлять какие-то заградительные меры тем компаниям и тем заемщикам, которые демонстрируют стагнацию бизнеса, у которых доходы падают. А у нас реальные доходы населения все-таки сокращаются четыре года подряд, и вот в этих условиях рост кредитной нагрузки — это, конечно, тенденция не совсем здоровая. Но, если мы говорим про прошлый год, то в большей-то степени вырос не потребительский кредит, а в большей степени выросла ипотека, именно вот здесь был такой, наиболее серьезный спрос со стороны населения.

За счет снижения ставок, которое очень сильно, мне кажется, анонсировалось, рекламировалось? Откуда это?

Да, я думаю, однозначно из ставки по ипотеке. Для населения, конечно, неожиданно, никто еще не осознает то, что инфляция у нас тоже рекордно низкая. В общем-то, привлекательность кредита, она определяется, как правило, всегда реальной процентной ставкой.

Другие выпуски