Все дороги ведут в «Сколково». А строить их будет Аркадий Ротенбенг

24/05/2012 - 12:31 (по МСК) Мария Макеева
Обозреватель газеты «Ведомости» Бэла Ляув о последнем широком жесте Дмитрия Медведева на посту президента – отмене тендера на дорожное строительство вокруг инновационного центра «Сколково» и передаче этого подряда компании Аркадия Ротенберга.

Макеева: Я приветствую в студии обозревателя газеты «Ведомости» Бэлу Ляув. Бэлла, здравствуйте.

Ляув: Здравствуйте.

Макеева: Бэла - автор сегодняшней публикации о том, как перед уходом из Кремля, Дмитрий Медведев сделал, в общем, довольно-таки мощный подарок «Мостотресту» Аркадию Ротенберга. Компания без конкурса получит подрядное дорожное строительство в Москве на несколько десятков миллиардов рублей, в частности, будут строить все дороги вокруг Сколково. Вот такая новость удивительная стала известна Бэле. А кто же, чей же все-таки друг Аркадий Ротенберг, я стесняюсь спросить? Считала что Путина, но получается, что Медведева. Ничего себе подарки!

Ляув: Ротенберг - друг Путина. По-моему, ни для кого не секрет, что Медведев тоже является другом Путина и то, что произошло во власти, мне кажется, все логично.

Макеева: То есть, одно из последних телодвижений Дмитрия Медведева на посту президента, это просто совпадение, случайность? Почему-то это так удобно было сделать? Или вы это как-то связываете с тем, что именно перед своим уходом Медведев сделал ряд жестов и одним из них был такой? Или срочно нужно построить дроги вокруг Сколково, а никто не справляется?

Ляув: Видимо, объяснение, что никто не справляется. Но то, что это сделано за менее чем за две недели до отставки Медведева, наверное, тоже в этом есть какой-то знак. Видимо, новому президенту нужно было совсем уж белым входить во власть. Если есть какие-то там грешки, условно говоря, то пусть они будут…

Макеева: В прошлом останутся.

Ляув: Да, в прошлом.

Макеева: А законно ли вообще вот так брать и отменять тендеры на строительство? Много ли таких прецедентов было?

Ляув: Это распоряжение президента. Есть такая форма, она прописана в 94-м законе. На моей памяти это второй.

Макеева: А какого года 94-й закон, когда он был принят?

Ляув: Это закон «О госзакупках», который был разработан Федеральной антимонопольной службой, и по которому размещаются все государственные заказы.

Макеева: То есть, закон уже двухтысячных годов?

Ляув: Да-да.

Макеева: Там прописана такая норма, как выяснилось.

Ляув: Кстати, в этом распоряжении, тоже это прописано, ссылка на эту статью закона и, кстати говоря, Сергей Собянин, мэр Москвы, своим каким-то распоряжением или постановлением без конкурса просто так не мог бы отдать все подряды одной компании. Для этого как раз требуется распоряжение президента. На мой памяти это второй случай. Первый раз подряды были отданы компании Араса Агаларова, он строит во Владивостоке все объекты.

Макеева: Остров Русский.

Ляув: Да-да.

Макеева: То есть, вот так, чтобы в Москве такое решение принималось в отношении какой-нибудь стройки, такого не было?

Ляув: По-моему, первый раз. Я не помню.

Макеева: Я тоже в первый раз такое слышу.

Ляув: И какими именно объектами займется «Мостотрест», помимо дорог вокруг Сколково, что уже немало?

Ляув: В этом распоряжении указано шесть объектов - это все подъездные пути к Сколково, причем один объект начинается аж с Ленинградского шоссе. Это участок северо-западной хорды, протяженностью 17 километров. Я не знаю, насколько это к Сколково относится, но, тем не менее, дорога.

Макеева: Все дороги ведут в Сколково.

Ляув: Получается, что так.

Макеева: По поводу еще строительных подрядов. В принципе, когда президент принимает такой указ, согласно закону как это должно быть? Он должен как-то обосновать, почему необходимо отменить все тендеры? Это какая-то скорость, спешка, чем это вызвано формально, по крайней мере?

Ляув: Я думаю, что президент особо и не отчитывается перед нами, и не обязан, наверное, но его представители…

Макеева: Ну, как это? Он же на службе у народа.

Ляув: Представитель Медведева Наталья Тимакова вчера объяснила, почему так решено: это была личная просьба мэра, и необходимо было эти дороги построить в очень сжатые сроки к проведению саммита G8, который состоится именно в Сколково в 14-м году. И эти все дорожные объекты должны быть сданы к 1 мая 2014-го года.

Макеева: Наши зрители очень активно интересуются, интересовался ли кто-то дорожным строительством в последнее время? Не буду пересказывать своими словами, зачту формулировку, которая в Twitter была или в Facebook. «Тендеры еще не отменены разве? Может, заодно обсудить, зачем в Москве повсеместно перекладывают хороший асфальт, нигде ни трещины не было?». Это такая большая история с дорожным строительством. Многие, кстати, призывают, опять же наши зрители, как раз Ротенберга этим заняться. «Может быть, у него получится сделать что-то с дорогами, - высказывают такое предположение и зрители. - Потому что нам же Собянин обещал какой-то нерушимый асфальт, что-то такое». На счет того, что «ни трещины нигде не было», не знаю, по-моему, все тоже самое примерно, и точно также как обычно: по весне в летний уже такой теплый период начали опять менять асфальт, как обычно.

Ляув: Мне кажется, это уже такая традиция, она существовала и при Лужкове, и при Собянине - асфальт меняют каждый сезон. И как раз на замену асфальта регулярно и проводят тендер. Я, правда, не знаю, кто их выигрывает. Я хочу сказать, что тендеры не везде проводятся, насколько я поняла. Не то что не везде проводятся, а есть очень много еще закрытых тендеров в Московском правительстве.

Макеева: Которые просто недоступны вообще по результатам.

Ляув: Некоторые, не то, что результатам, тут про результаты узнаем постфактум. Есть тендеры, про которые, например, не знают сами игроки, участники строительного рынка. Для меня было немного неожиданностью, когда я написала, например, про строительство метро, как распределены подряды, и мне позвонила компания Олега Дерипаски «Трансстрой» и спросила: «А где можно узнать про эти тендеры? Мы как-то их прохлопали».

Макеева: То есть это важная экономическая ниша, на самом деле. Можно в небольшую консалтинговую компанию сообщать крупным компаниям, компания Олега Дерипаски, как поучаствовали в том или ином столичном тендере. То есть система довольно запутанная, получается.

Ляув: В общем, да.

Макеева: То есть закрытость тендеров предполагает, что он заранее не объявляется и не все участники о нем знают, а не то, что процесс проведения тендера не известен широкой публике. То есть закрытый как бы вдвойне: и процесс не известен, и заранее никто не объявляет.

Ляув: В общем, да. Сейчас еще приняли новый закон, он с нового года действует, по которому у чиновников еще более широкие полномочия. Они могут, например, к подрядчикам предъявлять более жесткие требования. Эти требования они сами же придумывают. И исходя из каких-то там отборов, как это называется, классификационные отборы, они могут кого-то приглашать, а кого-то не приглашать совсем.

Макеева: Классификационный отбор? Я люблю такие.

Ляув: Предквалификация. Да.

Макеева: Предквалификация. Конвергенция платформ, типа того. Непонятно, но солидно. Возвращаясь к теме Аркадия Ротенберга. Цена вопроса, сколько получается, на какую сумму получил заказ?

Ляув: Вчера мне в мэрии сказали, что еще не все объекты подсчитаны, идет проектирование, но совершенно точно, что три объекта из шести будут стоить примерно 17 миллиардов рублей. Самый дорогой, например, участок северо-западной хорды еще не подсчитан. Общая стоимость там называлась 29 миллиардов рублей. Ротенберг будет строить большую часть этой дороги.

Макеева: Ротенберг будет заниматься только реализацией, непосредственно самим строительством? Проектированием кто-то другой занимается?

Ляув: Кстати, компания, которая занимается проектированием, она тоже в этом распоряжении отдельно указана - это «Мосинжпроект», 100-процентная дочка города. Ей тоже без конкурса отдают все право на проектирование всех этих объектов.

Макеева: Как мило. А чем, в принципе, компания «Мостотрест» знаменита в плане стройки? Есть какие-то знаменитые стройки, которые они завершили? Может быть, дороги какие-то удивительные построили? Так чтобы порадовать наших зрителей, кто приветствует то, что именно Ротенберг будет строить дороги.

Ляув: Я, честно говоря, прям детально все их дороги не знаю, но это действительно одна из самых крупных строительных компаний. Они в своем секторе занимают 8% - это в инфраструктурном, - а строительстве мостов примерно 20%. Портфель у них один из самых крупных среди конкурентов, по-моему, 320 миллиардов рублей. Сейчас они активно входят в проекты по государственно-частному партнерству. Например, дорога Москва-Петербург - это тоже вот они создают концессию, тоже участвуют там.

Макеева: Зрители пишут, что Навальный, не успел выйти после 15 суток, активно заинтересовался этой историей и, кстати, ретвитит ссылки на вашу статью. Тоже рассуждает на эту тему.

Ляув: Посмотрим.

Макеева: Возможно, это будет иметь какое-то продолжение.
Также по теме
    Другие выпуски