Во вторник вечером нас ждет сильнейшая магнитная буря. Но это пустяки по сравнению с тем, что будет в 2013 году

24/01/2012 - 17:19 (по МСК) Мария Макеева
КОФЕ-БРЕЙК. О проблемах космического масштаба поговорили с доктором физико-математических наук Сергеем Богачевым.

Макеева: Сергей, скажите, какой силы должна быть магнитная буря, вспышка на солнце, чтобы эти вещи, которые, видишь, что это теоретически возможно, все-таки произошли? Чтобы чувствительная электроника реагировала? И правда ли, что люди реагируют всякий раз?

Богачев: Надо сказать, что мы все живем на очень комфортной для жизни планете. И, наверное, мы до сих пор еще живи и жизнь зародилась по той причине, что мы очень хорошо защищены. Защищены мы сразу двумя щитами, и это большая удача: защищены мы атмосферой Земли и защищены магнитным полем. Например, у Марса, ближайшей к нам планеты, магнитного поля нет, нет его и у Венеры. И эти два щита имеют огромную прочность.

И, конечно же, если бы те облака плазмы, а магнитное поле такое чудесное явление, которое происходит здесь на Земле, оно вызывается космическими причинами, то есть, оно вызывается выбросами солнца. Если бы эти выбросы солнца, огромные облака плазмы, действительно бы проникли к нам, то, конечно, это была бы катастрофа. Но они проникнуть к нам сюда не могут, они будут остановлены. И эти облака тоже будут остановлены на высоте, порядка, от 100 до 500 км, они будут блокированы.

И все, что произойдет - это некие возмущения. Надо понимать, что магнитная буря – это некие отголоски, то есть, мы не в эпицентре событий, шторма, а лишь чувствуем некие слабые отголоски.

Макеева: Смотря, с чем сравнивать. Если с предыдущими магнитными бурями, то, может быть, и их можно назвать сильными отголосками.

Богачев: Почему сейчас о них много говорят, потому что от бурь очень сильно зависят спутники. Понятно, что спутники обитают в космосе и, конечно, все, что происходит в космосе, на них влияет в первую очередь. А спутники – это спутниковое телевидение, навигация, дальняя радиосвязь, радио…

Макеева: То есть, «Фобос-грунт» мог как-то из-за магнитных бурь?

Богачев: Есть некие наблюдения о том, что выходы из строя спутников иногда совпадают с некими сильными протонными событиями на солнце, когда заряженные огромной энергией частицы попадают, скажем, в процессор спутника, то он может вывести его из строя. Но я вас уверяю, что «Фобос-грунт» упал по совершенно иным причинам.

Макеева: А как космонавты себя чувствуют в этой связи, они же и так в космосе?

Богачев: Надо понимать, что МКС летает очень низко, где-то 200-300 км – это низко на самом деле. Это область, где еще есть магнитное поле, где еще есть плотная атмосфера. И МКС, наверное, многие знают, периодически корректируют, потому что она летает настолько низко в настолько плотной атмосфере, что она падает все время и ее все время приходится приподнимать. Но именно благодаря этому МКС очень хорошо защищена. И, возможно, это одна из причин выбора такой высоты.

Спутники летают на высотах гораздо более высоких и более подвержены всяким воздействиям. Или, например, если человек когда-нибудь полетит на Марс и вылетит за пределы атмосферы Земли, то, конечно же, это будет представлять угрозу для жизни.

Киреева: Сергей, у меня к вам два наболевших вопроса. Первый: время между выбросами на солнце и время, когда магнитная буря на Земле, оно фиксированное или зависит от какой-то скорости и космических факторов?

Богачев: Земля, конечно, отделена от Солнца на огромном расстоянии – 150 млн. км и поэтому выбросы доходят до Земли с опозданием. Это запоздание, где-то 3-4 дня, зависит от скорости выброса, это примерно тысяча километров в секунду. Этот выброс, который был, он необычно высокоскоростной, его скорость порядка 2 тысяч километров. Вспышка была вчера, а до Земли он дойдет уже сегодня, он дойдет за полтора дня и это, действительно, уникальное событие.

Киреева: И еще один наболевший вопрос, относительно 2013 года, потому что, то ученые-физики сдвигают прогноз этого пика солнечной активности, то говорят, что он вроде бы уже сейчас. Ведь вспышки х-класса, которая была пару месяцев назад, это же очень редкое событие, которое происходит один раз в год, а то и реже.

Богачев: Вспышки х-класса – это довольно редкое явление и они на Землю крайне слабо влияют.

Киреева: А вот пик солнечной активности все-таки в 2013 году будет?

Богачев: Очевидно только одно – пик активности будет. Солнце работает как часы, как пульс, сердце бьется, и каждые 11 лет достигает максимума. Так что это неизбежно, вопрос только в том, какой он будет силы, и когда это будет. Перед каждым максимумом собираются конференции, где люди совершенно разной направленности: геологи, археологи, метеорологи пытаются предсказать, и как правило, никому не удается. Но, скорее всего, текущий прогноз таков, что это будет 2013 год, начало 2013 года и будет он слабее, чем предыдущий. 

Также по теме
    Другие выпуски