Директор проекта Dance4Live: "На профилактику ВИЧ среди молодежи в 2011 году не было выделено ни копейки, как и в 2010-м"

01/12/2011 - 17:34 (по МСК) Анастасия Изюмская
Эксперты по профилактике и борьбе со СПИДом неоднозначно оценивают масштабы распространения этой инфекции в нашей стране.

Одни считают, число людей с положительным ВИЧ‑статусом ежегодно растет, другие полагают, что распространение инфекции в России стабилизировалось и поддается контролю.

Руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский заявил, что число новых случаев ВИЧ‑инфекции в России за 10 месяцев текущего года выросло почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И, по прогнозам, к концу текущего года число новых случаев ВИЧ‑инфекции перевалит за 62 тыс.

Между тем главный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ‑инфекции Минздравсоцразвития Алексей Мазус считает, что пока рано делать выводы о повышении заболеваемости ВИЧ в России. По мнению врача, эпидемия ВИЧ/СПИДа в России вступила в "новую контролируемую фазу".

Во Всемирный день борьбы со СПИДом гости студии - директор проекта Dance4Live Татьяна Евлампиева и директор благотворительного фонда "Свеча" Александра Волгина - рассказали, на чьей они стороне и как они оценивают результаты профилактики и борьбы с ВИЧ в России.

Изюмская: Российские эксперты по борьбе со СПИДом неоднозначно оценивают ситуацию в нашей стране. Одни говорят, что увеличилось значительно число людей с положительным ВИЧ-статусом. Другие говорят, что ситуация под контролем, и все в порядке. У нас сейчас в гостях Александра Волгина, активист движения «Пациентский контроль», и Татьяна Евлампиева, директор проекта «Dance4life».

Вы сегодня, естественно, проводили акцию, посвященную Всемирному дню борьбе со СПИДом. И акция не прошла без эксцессов, насколько я понимаю?

Волгина: Акция была изначально несанкционированная. Мы сегодня пришли к Минздраву, принесли гробы с надписью «Профилактика и лечение» и похоронили борьбу, поскольку борьбы у нас нет, она неэффективна. Также с нами был похоронный оркестр.

Изюмская: И мы сейчас, вот мне подсказывают, можем посмотреть видео с этой акции, которую вы с собой принесли.

Волгина: Акция, собственно говоря, символизировала то, что у нас происходит в области профилактики и лечения. По оценкам международных организаций, таких как ЮНЭЙДС, мы сейчас занимаем почетное, печальное лидирующее место по темпам развития эпидемии.

Изюмская: То есть, прям первые, или входим в десятку?

Волгина: Прямо вот наш регион – лидер. Действительно, первые. 90% случаев - это Украина и Россия. То есть, мы, действительно, впереди планеты всей. В то время как везде темпы эпидемии замедляются, мы выигрываем эту гонку, к сожалению. Также мы сегодня еще, представители нашей организации были на пресс-конференции Минздрава, где Минздрав утверждал, к сожалению, обратное, что эпидемия стабилизировалась и все у нас хорошо.

Изюмская: Вам дали провести эти акцию? Разрешения-то не было.

Волгина: Разрешения не было, и активисты движения были доставлены в ОВД «Китай-Город». На данный момент уже их начали отпускать. Изначально нас перепутали еще с недавними активистами из другого движения, которые проводили похороны выборов, а мы вот хоронили борьбу со СПИДом. Пытались нам инкриминировать сопротивление. Но по итогу как-то удалось эту ситуацию урегулировать и сейчас активисты уже выходят на свободу.

Изюмская: А с чем, действительно, больше проблем, с лечением или с профилактикой?

Волгина: Раньше было больше с лечением, еще в прошлом году, сейчас, очевидно, что с профилактикой тоже очень большие проблемы. С лечением у нас отсутствуют вообще какие бы то ни было правила лечения ВИЧ-инфекции. То есть, нет протоколов, обязательных к исполнению, нет стандартов, нет регистров пациентов. Фактически еще люди не могут доказать, когда им не дают лекарства, или меняют схемы, они не могут получить диагностические тесты свои, им невозможно приди в суд и доказать, что тебе чего-то не дали, потому что утвержденных правил нет. Минздраву выгодно их не принимать, они не принимаются уже который год.

Изюмская: Еще совсем недавно ситуация была настолько плохая с обеспечением лекарствами, люди выходили просто на улицы. Сейчас таких акций, по крайней мере, о них не слышно. То есть все-таки ситуация стабилизировалась?

Волгина: Мы выходили в этом году ровно также. Ровно также мы выходили на улицы Москвы, на улицы других городов. Но больше было проблем с диагностикой в этом году, просто не с лечением. С лечением были проблемы и остаются некоторые. Так, скажем, детская форма невирапина для детей - лекарство не закуплено. Сегодня, когда мы это спрашивали на пресс-конференции у Минздрава, что же будет с невпрапином, ответ был очень странный, что «есть лекарства лучше». Действительно, есть лекарства лучше, но их тоже не купили. То, что они есть, это не значит, что они у детей появятся. Сложная ситуация, такие хорошие препараты, как тенофовир, в нашей стране не закупается. Закупаются только для москвичей и питерцев, например. А вся остальная страна, чем хуже пациенты там?

Изюмская: Вот смотрите, данные официальные: в этом году на мероприятии по выявлению и лечению ВИЧ-инфекции выделены 19 миллиардов рублей, в 12-м и 13-м будет чуть больше - 19 с хвостиком. Насколько это достаточная сумма?

Волгина: Это недостаточная сумма. Но даже те деньги, которые выделяются, они очень странно расходуются.

Изюмская: Это не только в вопросе борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Волгина: Да, но это общая как бы история. То есть, очень странный конкурс по профилактике прошел. Профилактика у нас, из 365 дней в году, она проходит у нас только 38 дней.

Изюмская: Это почему?

Волгина: А вот так провели конкурс в Минздраве. Такие вот как-то заявлены были почему-то сроки. Вообще, вся профилактика в стране стоит 85 миллионов. Продолжается 38 дней, и почему-то состоит из тестирования только.

Изюмская: Татьяна, вы же занимаетесь профилактикой, это ваше основное направление деятельности.

Евлампиева: Саша сказала о тех трудностях, которые происходят у нас с точки зрения лечения. А я хочу сказать, с точки зрения профилактики, какие трудности здесь. Дело в том, можно говорить сейчас об инъекционном пути передачи, но просто столько было сказано, что мне хочется сказать о половом пути передачи, который сейчас очень актуален развивается не только среди молодежи, но и среди взрослых людей, женщины, мужчины, в основном женщины 30-40, 50 лет.

Изюмская: То есть, активного возраста.

Евлампиева: Активно очень сейчас заражаются ВИЧ-инфекцией. Но, для того, чтобы остановить этот путь передачи, есть на самом деле, немного возможностей. И обязательно необходимы здесь разговорно-половые вопросы, а эта тема очень щепетильна, очень сенситивна, особенно если речь идет о подростках. Разговор о половом, о сексе, о том, как можно себя защитить и так далее, с большим трудом.

Изюмская: Я смотрю сейчас как раз ленту агентства, там из Курска приходят сообщения о том, что тамошние врачи настаивают на введении уроков по профилактике ВИЧ и СПИДа, чтобы рассказывать, каким образом можно заразиться, как можно предохраняться и, я так понимаю, что именно со стороны образовательного сектора никакого встречного движения нет. Это проблема только Курской области?

Евлампиева: Я могу сказать о том, что это общая проблема по стране. Мы с этим сталкиваемся регулярно и этому есть некие объяснения. Конечно, сама образовательная система достаточно консервативна в этом плане…

Изюмская: А где-то вообще такие уроки проводятся?

Евлампиева: Они проводятся, но нельзя сказать о том, что это регулярная работа.

Изюмская: 38 дней.

Евлампиева: Дело в том, что те деньги, которые были выделены, они были выделены на работу с секс-работниками, могу ошибаться, наркопотребителями и мужчинами, практикующие секс с мужчинами. На профилактику ВИЧ среди молодежи было выделено в этом году ноль рублей, как и в прошлом году. Причем, если в прошлом году деньги не были выделены, потому что у нас был кризис, они были просто не предусмотрены в федеральном бюджете, то в этом году эти деньги были предусмотрены и министр, встречаясь с нами, говорила о том, что очень важно поддерживать такие программы.

Она говорила о том, что будут выделено 500 миллионов рублей в этом году общественным организациям, но по итогам года мы видим, что у нас 49 тысяч новых случаев заражения - это 180 новых случаев регистрируется каждый день. И на лечение этих людей мы потратим, при минимальной стоимости, 7,5 миллионов долларов ежегодно мы будем тратить, только на тех, кто заразились в этом году. Таким образом, получается, мы ноль вкладываем в профилактику, и будем платить огромные деньги.

Это будет отражаться на демографии, это будет отражаться на нашей экономической ситуации, это будет отражаться на нашей безопасности. В то время, когда нужно бороться за каждого половозрелого, способного работать человека, мы просто отдаем это на откуп судьбе, чтобы они заражались, не обладая элементарной информацией. ВИЧ-инфекцией заразиться не так просто, но при этом люди, тем не менее, начинают заражаться из-за того, что они не знают, как себя защитить.
Также по теме
    Другие выпуски