Как засудить McDonald’s

16/01/2012 - 16:01 (по МСК) Никита Белоголовцев
Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» сейчас судится с гигантским McDonald’s. В чем суть разногласий и возможно ли выиграть у транснациональной корпорации, рассказал председатель общества Михаил Аншаков.

Белоголовцев: Что не устраивает вас в McDonald's? Почему судитесь или собираетесь с ним судиться?

Аншаков: Мы собираемся судиться по результатам экспертиз, которые мы провели, закупив продукты в McDonald's. В результате получили следующие данные: значительное количество продаваемой продукции не соответствует требованиям ГОСТ по предоставляемой информации потребителю, то есть не раскрывается состав продукта, не раскрывается то, из чего он изготовлен, энергетическая ценность, какие-то ингредиенты.

Белоголовцев: Это ведь нормальная ситуация - когда я прихожу в любое место, где я хочу поесть, я не спрашиваю, из чего картошка, из чего салат, из чего кусок мяса.

Аншаков: С McDonald's другая специфика. Дело в том, что McDonald's – это было доказано в Арбитражном суде – не является рестораном по реализации где-то больше 50% своих блюд, а является магазином готовой еды. Это установил Арбитражный суд в 2011 году.

Белоголовцев: Ситуация общая для всего мира, или это только российская правоприменительная практика, где ресторан и магазин различаются?

Аншаков: Различаются, совершенно верно. Для ресторанов – одни требования, для магазинов – другие в нашем законодательстве. В частности, магазин должен продавать только ту продукцию, на этикетке которой установленным законом способом доведена полная информация о его составе – ингредиенты, все химические добавки.

Белоголовцев: Я правильно вас понимаю - вы хотите, чтобы McDonald's специально для России печатал особую упаковку для всей своей продукции, где был бы указан состав, пищевая ценность?

Аншаков: Совершенно верно. McDonald's для той продукции, для которой уже решение суда состоялось, признано, что это готовая еда, а не ресторанная услуга, должен раскрывать полную информацию.

Белоголовцев: Что это за готовая еда?

Аншаков: Это Чикен Макнаггетс, это молочные коктейли, это креветки, достаточно много продукции.

Белоголовцев: Может быть, вопрос мой немного дилетантский: неужели вы верите в то, что люди, которые понимают, что еда в McDonald's – это не высшее качество, увидев на стаканчике молочного коктейля «содержит растительные жиры», перестанут употреблять в пищу этот коктейль? Или люди, поняв, что в составе Чикен Макнаггетс содержатся консерванты, вдруг скажут: «О ужас, как я мог это есть?».

Аншаков: Знаете, я это не исключаю.

Белоголовцев: Вы, правда, верите, что будут такие люди?

Аншаков: Да, безусловно, будут. Многие потребители, покупая молочный коктейль своему ребенку…

Белоголовцев: Порядок, количество этих людей – 5-7 тысяч человек?

Аншаков: Мне сложно это оценить, но по крайней мере, у потребителя должно быть право на получение достоверной информации. Многие считают, что если молочный коктейль по вкусу – молоко, по своим цветовым ощущениям, по запаху напоминает молочный продукт – то это молочный продукт. McDonald's информацию не раскрывает, что это смесь пальмового масла с водой и ароматизаторами. Если это будет четко написано на упаковке, возможно, некоторые потребители, которые заботятся о своем здоровье или здоровье своих детей, не купят этот продукт.

По крайней мере, дать выбор. Закон об этом говорит – у потребителя должно быть право выбора. Он должен знать, что он покупает. Хочешь употреблять эту пищу – пожалуйста, никто не запрещает.

Белоголовцев: Как сами вы оцениваете шансы выиграть суд у транснациональной корпорации.

Аншаков: На самом деле я считаю, что закон на нашей стороне. Есть уже решение Арбитражного суда, который имеет преференциальное значение для этого процесса. Конечно, у McDonald's есть определенные возможности отстаивать свою позицию, в том числе, и в судебной системе, мы это прекрасно понимаем. Но загадывать вперед не будем. Мы будем добиваться удовлетворения наших исковых требований.

Белоголовцев: Может быть, вопрос немного общий. Был в Европе, вернулся в выходные, и McDonald's там выглядит совсем не так, как в России. Экологичное помещение, детские стульчики и т.д. Российские McDonald's по качеству продуктов, по чистоте, по экологичности и соответствию законам отличается от европейских, или действуют примерно одинаковые стандарты? Где травят больше?

Аншаков: Безусловно, отличается. В Европе немножко другое законодательство, и самое главное – оно там четко соблюдается.

Белоголовцев: В российском McDonald's не дорабатывают?

Аншаков: Им позволяет это закон, им позволяет правоприменительная практика - где-то, может быть, меньше внимания уделить чистоте, где-то использовать те ингредиенты, которые в Европе, например, запрещены к использованию.

Белоголовцев: Например? Что в Европе употреблять, а в России разрешено?

Аншаков: Достаточно большое количество усилителей вкуса, консервантов, которые разрешены в России, в Европе они запрещены.

Белоголовцев: То есть просто в России нет законов, которые защищают потребителей?

Аншаков: В России достаточно запущенна сфера так называемого технического регулирования, то есть нормативной базы, которая разрешает использовать ту или иную химию, в частности, в еде. Многие вещи, многие ингредиенты – усилители вкуса, красители, ароматизаторы, которые запрещены в Евросоюзе.

Белоголовцев: Это недоработка власти или это лоббизм?

Аншаков: Естественно, прежде всего, это недоработка власти. У нас как вообще сложилась эта ситуация? В 2003 году у нас принят закон о техническом регулировании. Одним росчерком пера были отменены действия 75 тысяч советских ГОСТов, которые разрабатывались на протяжении десятилетий крупнейшими научными институтами в определенных отраслях. Это огромная работа в течение десятилетий была проделана. Власть сказала следующее: мы отменяем сейчас ГОСТы, вводим технические регламенты, они более совершенны, мы за 7 лет примем 400 технических регламентов.

Фактически в рамках уже Единого экономического пространства сейчас действует чуть больше 20 технических регламентов, то есть менее 5%. Почему это происходит? Во-первых, власть не оценила свои силы – тех научных коллективов, которые раньше разрабатывали российские ГОСТы, их просто нет. Сейчас на месте этих НИИ, как правило, офисные центры, банки и коммерческие структуры.

Белоголовцев: То есть здесь нет какого-то злого умысла, тут нет чьего-то мощного лобби?

Аншаков: Лоббизм присутствует в некоторых отраслях, безусловно.

Белоголовцев: Выгоднее ли производить продукты с ароматизаторами?

Аншаков: Конечно.

Белоголовцев: Насколько это выгодно с точки зрения бизнеса?

Аншаков: Очень выгодно, много примеров могу привести. Например, вы пекарь, вы производите хлеб. Хлеб по ГОСТовскому рецепту – мука, вода, соль, сахар, дрожжи, какие-то натуральные добавки в разных сортах хлеба. А вы можете вместо дрожжей использовать так называемый улучшитель – это химический компонент, дрожжей можете вообще не класть, у вас тесто моментально пойдет в ту форму, его можно сразу в печку. Оборачиваемость средств увеличивается в разы.

Белоголовцев: Не могу не задать вам главный вопрос - вы сами едите McDonald's?

Аншаков: Нет, я очень редко ем в McDonald's, практически никогда. 

Также по теме
    Другие выпуски