Дмитрий Зеленин об инновациях, пчелах, бозоне Хиггса и губернаторских выборах

05/07/2012 - 20:52 (по МСК) Мария Макеева
Бывший губернатор Тверской области, а сейчас президент Ассоциации менеджеров России Дмитрий Зеленин прокомментировал работы финалистов Национального конкурса инновационных проектов, рассказал, какие вопросы молодые изобретатели задавали редактору журнала Venture News Анне Чапман, и даже вспомнил свои студенческие годы. 

Макеева: С утра наш гость находился в Центре Digital October, где проходил финал национального конкурса инновационных проектов, если я правильно все излагаю. Финал конкурса проводила Ассоциация менеджеров в рамках делового форума по инновациям. Слоган «Молодежь и инновационная экономика завтрашнего дня». Это уже второй национальный конкурс инновационных проектов. Как поясняется на сайте, уникальная возможность продемонстрировать свои способности к научному творчеству, пытливость ума и склонность к генерации креативных решений. Участники конкурса, продемонстрировав свои идеи и способности через разработку проектов, имеют возможность получить награды, получат поддержку, эти проекты будут воплощены в жизнь. Наш корреспондент беседовал с молодыми инноваторами. Послушаем, что нам рассказал фаворит конкурса, изобретатель «умной остановки».

Ярошинский: При переходе автобуса ты видишь его маршрут движения на карте, он отражается автоматически. Не надо думать, какая там следующая остановка у него, доеду я туда, не доеду – он тебе все это покажет. Плюс, пока ты ждешь автобус, можно нажать кнопки маршрута, он тебе покажет, какими автобусами ты можешь воспользоваться, заказать столики в ресторанах, билеты куда-то там, в общем, всеми возможностями интернета, находясь в одном месте. Московские представительства, то же самое правительство Москвы, рассказывают о том, что проект нравится, действительно это хорошая тема, пожалуйста, мы этим будем заниматься, но извините, у нас бюджет не позволяет именно быть заказчиками. Если вы поставите – мы вам организуем место, дадим возможность продавать билеты и т.д., но непосредственно как стартапу вам дать денег на то, чтобы вы этот проект запустили, мы это сделать не можем.

Макеева: Жалуются молодые инноваторы. Пока еще не известен победитель?

Зеленин: Пока еще не известен победитель. Но 16 победителей определено. Те лучшие, которые отобраны из последних ста, а эти сто отобраны из тысячи.

Макеева: У нас в таких количествах есть инноваторы? Мне кажется, что сейчас многие ищут инноваторов в России – этим занимается Сколково, Ассоциация менеджеров. Найдется ли такое количество молодых людей? Выясняется, что их тысячи.

 Зеленин: Конечно, тысячи. Самое главное, чтобы молодые люди или девушки стремились к тому, чтоб показать свои знания и свои изобретения. Это самое главное. Важно же не победить, важно преподать так свое изобретение, что оно хоть кому-нибудь бы понравилось. А тот, кому понравилось, может, и деньги даст, соответственно, ты заработаешь. Это площадка для показа того, что есть у нас в стране. Мы страдаем оттого, что мы зачастую не знаем, что делается в Новосибирске, Красноярске, что делается на полях, лесах, на заводах, фабриках.

Макеева: Как вы искали этих молодых людей?

Зеленин: Конечно, через Ассоциацию менеджеров. Она обладает очень большой корреспондентской сетью, стоит кинуть клич – сразу же приходят молодые ребята. Конечно же, они как всегда запаздывают, конкурс идет полгода, а большинство проектов ближе к концу стали появляться. Но тем не менее, тысяча – это хороший результат, на мой взгляд.

Макеева: Этот парень с «умной остановкой» откуда? Он москвич?

Зеленин: Я даже не знаю, но подобных конкурсов и подобных инновационных проектов много. Они есть на Селигере, есть Сколково, есть в департаменте поддержки малого предпринимательства при правительстве Москвы. Вопрос же не в том, какой у него проект. Он возмущается – это правильно, значит, он хочет добиться своего, значит, он считает, что его проект лучше. Значит, у него получится. Однозначно получится. Самое главное, чтобы человек был мотивирован. А надо ли подправить что-то в его проекте – конечно, надо. Что это – готовый бизнес-проект? Да нет. Скорее всего, это идея, грамотная, нормально поданная идея. Но до реализации, до настоящего спроса мне, как бывшему предпринимателю, еще до губернаторства, конечно же, понятно, что надо еще много-много сделать.

Макеева: 16 победителей, финалистов. А сколько пришло потенциальных спонсоров? Меценаты – вряд ли, это бизнес-проект, он должен приносить какую-то прибыль. Приходили какие-то люди, организации?

Зеленин: Во-первых, конкурс проходит уже второй год. В первый год их было 400, теперь их тысяча, уже хорошая пропорция. Спонсорами и возможными покупателями идей, людей являются крупнейшие предприятия-члены Ассоциации менеджеров. Именно они являются заказчиками. Но я далек от мысли, что поданные проекты – это уже готовые бизнес-планы. Нет, это всего лишь подходы.

Макеева: Как дипломная работа проверяет человека, насколько он креативен и может дальше развиваться.

Зеленин: Конечно. Более того, это огромные возможности для работодателей. Если вы хотите получить хорошего инновационного человека, который не только соображает, а еще и умеет подавать свои мысли, свои идеи, не стесняется говорить в камеру – вот отличная площадка.

Макеева: Что делала на этом мероприятии Анна Чапман?

Зеленин: Она редактор журнала, она пропагандирует.

Макеева: Я решила, что она инноватор теперь, она только недавно была банкиром.

Зеленин: Нет, она сидела за панелью, у ребят к ней было достаточно много вопросов. В том числе, мешает ли коррупция продвижению инновационных проектов.

Макеева: Неожиданный вопрос к Анне Чапман.

Зеленин: Коррупция мешает всему.

Макеева: Как по вашему опыту, как часто мешает человеку коррупция?

Зеленин: Вопросы интересные, считаю, что ребятам было приятно посмотреть и услышать ответы.

Макеева: На сайте национального конкурса я посмотрела несколько вводных проектов, мне очень понравилось исследование частотных характеристик акустических шумов пчелосемей и разработка сигнализатора роения пчел. Я знаю, прежнее московское руководство явно оценило бы этот проект, хотя ярмарки меда никто не отменял, может быть, тема меда по-прежнему актуальна. Вам какой проект больше всего запомнился?

Зеленин: Этот проект действительно замечательный. Я выпускник физтеха, я помню, как готовился к диффурам, дифференциальным уравнениям, это было курсе на четвертом. У моего отца всегда были пчелы, и я вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, ловил рои. Они роятся, их надо поймать, потому что семей лишишься, рабочих рук лишишься – рой улетит, и ты его не поймаешь. Так вот тогда эти частотные регуляторы мне бы пригодились. Такая острая мысль. Например, я помню себя, мне тогда это не пришло в голову.

Макеева: Мне вдруг пришло в голову, что вы вчера, в отличие от большинства пользователей Twitter, наверняка со знанием дела писали про бозон Хиггса. Вас вдохновила эта история?

Зеленин: Мне приходилось пять курсов теоретический физики сдавать. Это наука, которая совершенно не нужна в повседневной жизни. Может, квантовая механика чуть-чуть нужна, чтобы разобраться в бозонах. А вот дальнейшие курсы – они вообще не нужны. Но тем не менее, основы теории мне преподали. Молодцы, что за 8 млрд. создали игрушку и что-то там обнаружили. Это хорошо, у них есть на это деньги. Нам бы наши деньги все-таки не на это, нам бы на поддержку инноваторов.

Макеева: На поддержку «умной остановки»? Вроде такая практичная история, и это проект, который, может быть, так и не будет воплощен. А тут какая-то частица, о которой даже выпускник физтеха иронично высказывается – и на нее 8 млрд.

Зеленин: На самом деле этот проект будет реализован, как и те проекты, которые подавались на предыдущие конкурсы. Я в этом убежден, потому что я их видел. Но, может быть, не в этом виде. Но то, что будет такая «умная остановка», я просто понимаю и знаю. Слава богу, что есть такие молодые ребята, которые пропихивают своей активностью те мысли, которые им приходят в голову. Замечательно. Большинство проектов будет реализовано, но не в том виде, в котором они поданы.

Макеева: Тут есть совершенно фантастические вещи. Например, тактильное зрение для слепых – некое устройство, которое помогает людям с ограниченными возможностями по зрению тактильно видеть окружающий мир. Камера-сенсор, получая трехмерную картину, после обработки передает образы на тактильную матрицу, закрепленную на животе. Боже мой, это работает? Мне кажется, это сразу должно воплощать в жизнь, если это действительно действует.

Зеленин: Это может дорого стоить. Тут еще надо изучать, сколько будет стоить этот прибор, когда он пойдет в серию. Например, сейчас мы все страдаем от того, что расходники на диабет, проверка содержания сахара у диабетчиков в крови стоит достаточно дорого. Есть приборы, которые готовы измерять без укола. Это замечательно, но пока они стоят дорого. Поэтому такие замечательные проекты востребованы, но всегда нужно понимать, сколько это будет стоить, если он пойдет в серию. На самом деле, медицинских проектов на конкурсе было достаточно много, идеи были замечательные – и по проверке работы сердца, кровеносных сосудов, по проверке сахара и т.д.

Макеева: Это будет такой ежегодный смотр?

Зеленин: Это государственный грант, который был получен Ассоциацией менеджеров уже второй год подряд. Результаты первого года были, считаю, успешными. Та книга, которая была выпущена по результатам – настольная книга руководителя предприятия, который смотрит на людей, подающих инновационные проекты, не только на сами инновационные проекты. По большей части, это направление кадрового резерва. Эти тысячи ребят – это наш кадровый резерв. Чтобы его не потерять, как это было в предыдущие годы, проводятся такие конкурсы. По результату этого конкурса видно, повысилось ли качество тех ребят, которые после окончания вузов стремятся либо сделать свой бизнес, либо просто придумать что-то новое. Да, их количество увеличивается. Эта площадка – это показатель для многих других: идите, вы будете замечены. Может быть, не сразу, но как минимум вашими же сотоварищами, вашими сослуживцами, начальниками. Для каждого это следующий шаг к развитию личности.

Макеева: Вы сами как сейчас видите свое основное направление? Это работа с инноваторами, это сельское хозяйство, это, может быть, деятельность в качестве президента Ассоциации менеджеров России, или все-таки политика в планах есть?

Зеленин: Я разделяю свою жизнь на общественную деятельность и бизнес-направление. По бизнес-направлениям – это стройка, сельское хозяйство, это девелоперские проекты. А по общественности – это Ассоциация менеджеров. Это организация, которая позволяет людям, объединившись, говорить на одном и том же языке. Это касается не только инноваторов, это касается, например, тех людей, которые проверяют, хорошо ли у нас приняты законы, хороший ли закон у нас вступает в действие. Поэтому объединение людей – это основная задача Ассоциации.

Например, по экономической безопасности подан законопроект. Мошенничество надо разделить на сколько составляющих для того, чтобы потенциально каждого преступника оценить по-разному? Есть те, кто ворует электронные кошельки, а есть те, кто пирамиды строит. Практически это одно и то же мошенничество, но все-таки подходить к нему надо с разных сторон, с разной оценкой. Ассоциация менеджеров помогает людям, объединившись, увидеть, каким образом создать общее мнение, куда нам дальше двигаться. И чтобы не было таких законопроектов, которые просто губят наши хорошие идеи.

Макеева: Это актуальная, важная тема – взаимоотношения бизнеса с властью, понимание друг друга, чтобы законы правильные принимались и прочее. Но все-таки, губернаторские выборы скоро, начнется активный сезон – думали ли об этом?

Зеленин: Губернаторские выборы – это мы еще увидим, как они будут проходить: фильтр, и в целом регионы разные. Поэтому надо увидеть, как вообще действует новый законопроект. Как он действовал в 2003 году, на собственной шкуре проверил и увидел. Теперь все по-другому, да и жизнь у нас другая, экономика у нас в предкризисном состоянии – не выбрались из предыдущего и достаточно серьезная стагнация и у нас, и в Европе. Поэтому стоит задуматься, может быть, о бизнесе.  
Также по теме
    Другие выпуски