«Авиакомпании воспринимают ГЛОНАСС как очередные поборы Росавиации»
«Известия» пишут, что глава Росавиации Александр Нерадько пожаловался, что авиакомпании считают ненужной обязательную установку системы ГЛОНАСС. Тут же последовало опровержение. «Это является некомпетентным заявлением журналиста, к которому неизвестно каким образом попала служебная переписка. Журналистом искажен смысл переписки, в действительности в ней указаны меры, предпринимаемые Росавиацией по внедрению системы ГЛОНАСС», – заявили в Росавиации. Эту тему обсудили с шеф-пилотом компании «Авиамаркет» Дмитрием Ракитским.
Ракитский: Я категорически против обязательной установки. Дело в том, что когда что-то навязывается, то навязывается по неадекватной цене. Если Александр Васильевич действительно сказал, что не рекомендуется обязательная установка системы ГЛОНАСС, то он абсолютно прав. В этом я его поддерживаю двумя руками. Система ГЛОНАСС является, безусловно, положительным опытом особенно в условиях военной авиации, тогда, когда речь касается безопасности. Американцы, владеющие системой GPS, которая прочно завоевала наш рынок, они способны изменить или отключить полностью эту систему в любой момент для сторонних пользователей за исключением своей армии. На сегодняшний день приёмник GPS стоит в несколько раз дешевле, чем приёмник ГЛОНАСС, речь идёт о самой плате приёмника, а настройка, естественно, должна стоить одинаково. Поэтому, откуда берётся система в миллионах рублей, тут не совсем понятно.
Макеева: Может быть, это как мобильные телефоны, которые стоили дорого, а когда это стало массовым, они подешевели? То же самое произошло с GPS и с ГЛОНАССом, просто ещё не успело.
Ракитский: Функции GPS и ГЛОНАССа одинаковые, наиболее правильные. Такие варианты предлагаются промышленностью, когда приёмник объединяет в себе сигналы со спутников и GPS, и ГЛОНАСС одновременно. В этом случае, если американцы решают немножечко дезинформировать участников воздушного движения…
Макеева: А они на такое способны?
Ракитский: Они это делают достаточно регулярно, предварительно оповещая всех своих клиентов, то есть они снижают точность позиционирования координат, наверняка с этим сталкивались города, когда система GPS не работала.
Макеева: А зачем?
Ракитский: Когда идут какие-то боевые действия, спецоперации, они снижают точность до 70 метров, предварительно оповещая пользователей.
Макеева: Если они решат, то у нас будет ГЛОНАСС на этот случай?
Ракитский: В этом случае система ГЛОНАСС будет прекрасно работать. В последнее время группировка спутников не соответствовала необходимому количеству 24 плюс там 3-5 запасных спутников, немного не хватало. Есть какие-то временные пробелы, когда невозможно точное определение координат.
Макеева:А есть ощущения, что система ГЛОНАСС будет прекрасно работать? Вы когда-нибудь с этим сталкивались в работе, как она работает?
Ракитский: У меня не сомнений, что система ГЛОНАСС будет прекрасно работать. У меня есть сомнения только в том, будут ли ею пользоваться потребители, поскольку рынок уже завоёван GPS. Автомобильный GPS приёмник стоит 1 500 рублей самый дешёвый, который прекрасно работает. Сертифицированный GPS авиационный стоит порядка 5 000 долларов, это существенно дешевле, чем предполагается готовое изделие системы ГЛОНАСС. Когда она не в готовом изделии, когда она в самом приёмнике, который можно подключить к этому же самому готовому изделию. GPS состоит из 2-х частей: приёмник, который получает координаты, и обычный компьютер, который эти координаты в том или ином виде представляет лётчику, рассчитывает время полёта, ошибку в курсе, ветер считает, всё, что необходимо пользователю.
Макеева: По данным «Известий» выходит, что система ГЛОНАСС на вертолётах и самолётах не нужна, миллионы рублей не надо тратить напрасно, потому что «данная система не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом воздушных судов, ибо они не имеют цифрового пилотажно-навигационного комплекса». Объясните, что это значит.
Ракитский: Я знаком с директорами авиакомпаний разных, ни у кого нет мнения, что эта система нужна. Это воспринимается, как очередной побор Росавиации. Поэтому сама постановка вопроса, что установка обязательная, не нужна, добровольная установка, возможность подключения к бортовым системам - это, конечно, на усмотрение авиакомпании, и в некоторых случаях она может оказаться нужной.
Макеева: А это такое общее мнение? Что думают пилоты?
Ракитский: На сегодняшний день пилотам ГЛОНАСС не нужен, настолько современные системы GPS достигли совершенства, и настолько все привыкли ими пользоваться, что варианты особенно русифицированных изделий просто непонятны по логике, воспринимаются в штыки. Вне всякого сомнения, эта система необходима для военной авиации.
Макеева: А для военной авиации она необходима на случай боевых действий?
Ракитский: На случай боевых действий, на случай ухудшения отношений с США, чтобы не быть зависимыми от них. На современных больших самолётах помимо GPS навигации, есть ещё другие системы навигации, которые полностью справляются с поставленной задачей. GPS является только дополнительным источником информации.
Макеева: Когда речь идёт о не таких больших судах воздушных, но осуществляющие коммерческие перевозки, бывают такие случаи, например, несколько месяцев ищут по всему Уралу самолёт Ан-2, который упал. На борту было 13 человек, все они погибли, спустя несколько месяцев вряд ли у них шансы оставались, но самолёт сам найти не могут. Нашли 2 вертолёта, которые упали в советское время. Если бы была установлена система какая-то такая, это помогало бы хотя бы в таких случаях?
Ракитский: К системе ГЛОНАСС это не имеет никакого отношения. Сейчас тоже проходила поисковая операция нахождения вертолёта, пропавшего в Подмосковье, в густонаселённом районе.
Макеева: Который бизнесмену Царёву принадлежит.
Ракитский: Да, совершенно верно. Были затрачены огромные средства на поиски этого вертолёта, но здесь я хочу отметить, что человечество уже давно разработало систему поиска таких машин. Есть обязательные к установке радиомаяки, который, кстати, был установлен на том вертолёте, который искали. На моей памяти такой маяк только в прошлом году сработал, он помог найти.
Макеева: Они не всегда срабатывают?
Ракитский: Они не всегда срабатывают. Есть необязательные к установке, но гораздо более дешёвые системы, которые через спутники позволяют с очень высокой вероятностью найти место авиакатастрофы. На сегодняшний день эта система опробована, несколько лет назад найден такой вертолёт, который просто невозможно было бы найти никаким другим способом.
Макеева: А что это за система? Она иностранная?
Ракитский: Это не иностранная система, смешной является цена этого изделия в пару сотен долларов, в которую входит ещё и страховка на поиск и спасение на 100 000 долларов. В руководства Минтранса должны понимать, что всё, что является обязательным, соответственно, является очень дорогим, оно не всегда самое лучшее. Например, все вертолёты частных авиаций, которые базируются на нашей площадке в Буньково, оснащены как обязательным аварийным радиомаяком, так и добровольным этим дешёвым изделием. С помощью этого дешёвого изделия мы в любой момент можем знать местонахождение вертолёта, и, если с ним что-то произошло, то мы знаем, где и когда.