«Авиакомпании воспринимают ГЛОНАСС как очередные поборы Росавиации»

13/12/2012 - 16:50 (по МСК) Мария Макеева

«Известия» пишут, что глава Росавиации Александр Нерадько пожаловался, что авиакомпании считают ненужной обязательную установку системы ГЛОНАСС. Тут же последовало опровержение. «Это является некомпетентным заявлением журналиста, к которому неизвестно каким образом попала служебная переписка. Журналистом искажен смысл переписки, в действительности в ней указаны меры, предпринимаемые Росавиацией по внедрению системы ГЛОНАСС»,  – заявили в Росавиации. Эту тему обсудили с шеф-пилотом компании «Авиамаркет» Дмитрием Ракитским.

Макеева: Обсуждать сегодня мы будем перспективу установки на все коммерческие авиарейсы: будь то полёт самолётов, вертолётов системы ГЛОНАСС. Это примерно, как посчитали «Известия», выходит по миллиону рублей на оборудование каждого такого воздушного судна. Напомню, что «Известия» подлили сегодня немного жару в огонь, опубликовав некое письмо правительству России, в котором будто глава Росавиации Александр Нерадько сообщает, что обязательное оснащение самолётов и вертолётов ГЛОНАССом не принесёт никакой пользы. По его мнению, это является совершенно бесполезным. Почему я говорю «будто бы», поскольку днём Нерадько никогда не заявлял о бесполезности ГЛОНАСС, и смысл служебной переписки «Известия» исказили, и непонятно, каким образом эта переписка к ним попала. Как вы считаете, хорошо было бы, если б на каждом самолёте была бы такая установка?

Ракитский: Я категорически против обязательной установки. Дело в том, что когда что-то навязывается, то навязывается по неадекватной цене. Если Александр Васильевич действительно сказал, что не рекомендуется обязательная установка системы ГЛОНАСС, то он абсолютно прав. В этом я его поддерживаю двумя руками. Система ГЛОНАСС является, безусловно, положительным опытом особенно в условиях военной авиации, тогда, когда речь касается безопасности. Американцы, владеющие системой GPS, которая прочно завоевала наш рынок, они способны изменить или отключить полностью эту систему в любой момент для  сторонних пользователей за исключением своей армии. На сегодняшний день приёмник GPS стоит в несколько раз дешевле, чем приёмник ГЛОНАСС, речь идёт о самой плате приёмника, а настройка, естественно, должна стоить одинаково. Поэтому, откуда берётся система в миллионах рублей, тут не совсем понятно.

Макеева: Может быть, это как мобильные телефоны, которые стоили дорого, а когда это стало массовым, они подешевели? То же самое произошло с GPS и с ГЛОНАССом, просто ещё не успело.

Ракитский: Функции GPS и ГЛОНАССа одинаковые, наиболее правильные. Такие варианты предлагаются промышленностью, когда приёмник объединяет в себе сигналы со спутников и GPS, и ГЛОНАСС одновременно. В этом случае, если американцы решают немножечко дезинформировать участников воздушного движения…

Макеева: А они на такое способны?

Ракитский: Они это делают достаточно регулярно, предварительно оповещая всех своих клиентов, то есть они снижают точность позиционирования координат, наверняка с этим сталкивались города, когда система GPS не работала.

Макеева: А зачем?

Ракитский: Когда идут какие-то боевые действия, спецоперации, они снижают точность до 70 метров, предварительно оповещая пользователей.

Макеева: Если они решат, то у нас будет ГЛОНАСС на этот случай?

Ракитский: В этом случае система ГЛОНАСС будет прекрасно работать. В последнее время группировка спутников не соответствовала необходимому количеству 24 плюс там 3-5 запасных спутников, немного не хватало. Есть какие-то временные пробелы, когда невозможно точное определение координат.

Макеева:А есть ощущения, что система ГЛОНАСС будет прекрасно работать? Вы когда-нибудь с этим сталкивались в работе, как она работает?

Ракитский: У меня не сомнений, что система ГЛОНАСС будет прекрасно работать. У меня есть сомнения только в том, будут ли ею пользоваться потребители, поскольку рынок уже завоёван GPS. Автомобильный GPS приёмник стоит  1 500 рублей самый дешёвый, который прекрасно работает. Сертифицированный GPS авиационный стоит порядка 5 000 долларов, это существенно дешевле, чем предполагается готовое изделие системы ГЛОНАСС. Когда она не в готовом изделии, когда она в самом приёмнике, который можно подключить к этому же самому готовому изделию. GPS состоит из 2-х частей: приёмник, который получает координаты, и обычный компьютер, который эти координаты в том или ином виде представляет лётчику, рассчитывает время полёта, ошибку в курсе, ветер считает, всё, что необходимо пользователю.

Макеева: По данным «Известий» выходит, что  система ГЛОНАСС на вертолётах и самолётах не нужна, миллионы рублей не надо тратить напрасно, потому что «данная система не взаимодействует с бортовым навигационным  комплексом воздушных судов, ибо они не имеют цифрового пилотажно-навигационного комплекса». Объясните, что это значит.

Ракитский: Я знаком с директорами авиакомпаний разных, ни у кого нет мнения, что эта система нужна. Это воспринимается, как очередной побор Росавиации. Поэтому сама постановка вопроса, что установка обязательная, не нужна, добровольная установка, возможность подключения к бортовым системам - это, конечно, на усмотрение авиакомпании, и в некоторых случаях она может оказаться нужной.

Макеева: А это такое общее мнение? Что думают пилоты?

Ракитский: На сегодняшний день пилотам ГЛОНАСС не нужен, настолько современные системы GPS достигли совершенства, и настолько все привыкли ими пользоваться, что варианты особенно русифицированных  изделий просто непонятны по логике, воспринимаются в штыки. Вне всякого сомнения, эта система необходима для военной авиации.

Макеева: А для военной авиации она необходима на случай боевых действий?

Ракитский: На случай боевых действий, на случай ухудшения отношений с США, чтобы не быть зависимыми от них. На современных больших самолётах помимо GPS навигации, есть ещё другие системы навигации, которые полностью справляются с поставленной задачей. GPS является только дополнительным источником информации.

Макеева: Когда речь идёт о не таких больших судах воздушных, но осуществляющие коммерческие перевозки, бывают такие случаи, например, несколько месяцев ищут по всему Уралу самолёт Ан-2, который упал. На борту было 13 человек, все они погибли, спустя несколько месяцев вряд ли у них шансы оставались, но самолёт сам найти не могут. Нашли 2 вертолёта, которые упали в советское время. Если бы была установлена система какая-то такая, это помогало бы хотя бы в таких случаях?

Ракитский: К системе ГЛОНАСС это не имеет никакого отношения. Сейчас тоже проходила поисковая операция нахождения вертолёта, пропавшего в Подмосковье, в густонаселённом районе.

Макеева: Который бизнесмену Царёву принадлежит.

Ракитский: Да, совершенно верно. Были затрачены огромные средства на поиски этого вертолёта, но здесь я хочу отметить, что человечество уже давно  разработало систему поиска таких машин. Есть обязательные к установке радиомаяки, который, кстати, был установлен на том вертолёте, который искали. На моей памяти такой маяк только в прошлом году сработал, он помог найти.

Макеева: Они не всегда срабатывают?

Ракитский: Они не всегда срабатывают. Есть необязательные к установке, но гораздо более дешёвые системы, которые через спутники позволяют с очень высокой вероятностью найти место авиакатастрофы. На сегодняшний день эта система опробована, несколько лет назад найден такой вертолёт, который просто невозможно было бы найти никаким другим способом.

Макеева: А что это за система? Она иностранная?

Ракитский: Это не иностранная система, смешной является цена этого изделия в пару сотен долларов, в которую входит ещё и страховка на поиск и спасение  на 100 000 долларов. В руководства Минтранса должны понимать, что  всё, что является обязательным, соответственно, является очень дорогим, оно не всегда самое лучшее. Например, все вертолёты частных авиаций, которые базируются на нашей площадке в Буньково, оснащены как обязательным аварийным радиомаяком, так и добровольным этим дешёвым изделием. С помощью этого дешёвого изделия мы в любой момент можем знать местонахождение вертолёта, и, если с ним что-то произошло, то мы знаем, где и когда.

Другие выпуски