Есть ли смысл во франшизах для сетевых ресторанов быстрого питания

28/11/2011 - 23:00 (по МСК) Марина Малыхина
Создатель сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров ответил на вопрос, почему для его сети не приемлем инструмент франчайзинга.

Малыхина: Другая важная тема. Любая сетевая история - это все, что, мы предполагаем, должно развиваться по франчайзингу. Прочитала, что вы небольшой поклонник этого дела.

Гончаров: Да.

Малыхина: И не делаете франшизу?

Гончаров: У нас есть один франчайзер, который уже 10 лет работает в составе «Теремка», но с тех пор ни одного нового не появилось и не появится.

Малыхина: А почему?

Гончаров: Просто мы, прежде всего, должны стать таким очень серьезным брендом, который обеспечивает продажу уже только из-за названия. То есть, все должно работать как: вот, стоит McDonald's, снимаем вывеску McDonald's, вешаем, например, «Русбургер» - и поток в два раза упал. Поэтому франчайзер McDonald's, он никогда в жизни эту вывеску не снимет, потому что у него оборот упадет в два раза. Поэтому им выгодно: и McDonald's денежка достанется, и он еще много заработает и всем хорошо. Вот я про «Теремок» так не могу сказать.

Малыхина: То есть, вы считаете, что сила бренда пока не настолько велика, чтобы люди, получив технологию, не сняли…

Гончаров: Все-таки франчайзер платит немалую долю от продажи.

Малыхина: Понятно, что в России, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что за определенную плату людей научил, все объяснил, но при этом через полгода, через год они отказываются платить роялти, а технологии уже есть…

Гончаров: Да, тот же Subway взять. У них 35 тысяч ресторанов. Вот просто один раз кому-нибудь сказать, что 35 тысяч ресторанов в мире, и любой потребитель, сразу у него как-то - щелк.

Малыхина: Стандарт качества.

Гончаров: Можно доверять, стандарт, бренд. Subway видим - туда идем.

Малыхина: Хорошо, в регионах понимаем. А в Москве? Проще самим просто развиваться?

Гончаров: Ну да, и с этой же точки зрения, ну, смысл делить с кем-то прибыль, если мы можем на рынке развиваться самостоятельно.

Малыхина: А история про продажу инструкций вместо продажи франшизы?

Гончаров: Это была такая мысль, может быть, создать будущую почву для франчайзинга.

Малыхина: Инструкция о том, как нужно печь блины.

Гончаров: Но потом мы поняли такую вещь, что недоинструкцию, такую недоделанную, продавать не хочется. Дешево продавать тоже смысла нет.

Малыхина: То есть, консалтинг не пошел?

Гончаров: Да. Мы его даже, грубо говоря, и не начали. Просто это вот обсуждалось, как-то муссировалось, мы пытались думать, что-то, схемы рисовали, но все так и осталось на уровне схем.

Малыхина: Все так гонятся за количеством точек, всем же важно показать для финансовой отчетности, для потенциальных инвесторов, что, граждане, вот у нас прям вот, сколько глаз видит точек. Может быть, и ничего страшного, поскупиться качеством франчензи и набрать оборот?

Гончаров: Вы знаете, вы говорите в основном про ритейл. То есть, вот этот вот хороший фломастер, он сделан какой-то очень уважаемой компаний на хорошем заводе. И чтобы торговать по франчайзингу фломастерами, нужно просто его привезти уже сделанный и хороший. А блины, сделанные и хорошие, мы не привозим. Если мы франчайзингу даем марку, он начинает делать блины. И блины у него будут совершенно не такого качества как у нас.

Малыхина: Зато точек отрыли много. Раз - и продавать бизнес.

Гончаров: А потом это все рухнет. Рухнет качество, будут получать жалобы.

Малыхина: То есть, ориентированы на реальный cash flow, на реальную прибыль?

Гончаров: На доходность, конечно.

Малыхина: А доходность какая, кстати?

Гончаров: Средняя по рынку, я думаю.

Малыхина: Сколько процентов?

Гончаров: Не могу сказать.

Малыхина: Не знаете?

Гончаров: Это конфиденциальная информация.

Малыхина: А в абсолютная цифрах сколько компания в месяц зарабатывает?

Гончаров: В абсолютных тоже.

Малыхина: Тоже конфиденциальная? Ну, хоть порядок цифр, чтобы понимать, до какого масштаба можно самостоятельно дорастить сеть общественного питания?

Гончаров: Ну, миллиона рублей.

Малыхина: Миллиона рублей в месяц, прибыль?

Гончаров: Да.

Малыхина: Десятки или?

Гончаров: Я не буду говорить.

Малыхина: Ну, хорошо.
Также по теме
    Другие выпуски