Алексей Ильин: "Там, где деньги, всегда находились люди, которые хотели поживиться"

13/10/2011 - 15:37 (по МСК) Марина Малыхина
Алексей Ильин, генеральный директор и основатель издательской группы "Альпина Паблишер", о начале своего пути и нравах 1990-х.

Ильин: Там, где деньги, там всегда находились люди, которые хотели поживиться. И когда просто приходили какие-то ребята, сказали, что «вы нам будете отдавать 20% выручки», это было еще одно. Потом пришел какой-то бригадир, сказал, что вот, это моя девушка, она теперь у вас будет работать секретарем - ладно. Она сидела, играла на 286 компьютере в тетрис. Потом они сказали: «Все ребят, у вас все идет отлично, давайте переезжайте в наш офисный центр, немножко мы войдем к вам в долю». Мы поняли что все, это уже хватит и заплатили откупные. Такая была раньше практика. Выплатили деньги и они нас отпустили, мы свернули бизнес. Я пошел работать сначала в банк, который занимался такими всякими хитрыми схемами с государственными деньгами, а потом...

Малыхина: Возвратом НДС, видимо.

Ильин: Нет. Моя задача была размещать деньги, которые на банк сваливались. А деньги на развитие Чукотского автономного округа почему-то уходили на Гибралтар, через вот этот банк. Потом я работал в инвестиционном банке, занимался торговлей НГКО, занимался спекуляциями на фьючерсах и в какой-то момент, я подумал, что все-таки, хочу иметь свой бизнес, что я хочу быть независимым, хочу быть самостоятельным, хочу работать на себя, хочу быть таким создателем.

Малыхина: Это крайне интересно, как возникает вот это ощущение. Я, например, просто никогда не работала системно нигде, потому что мне всегда казалось, ну как же, надо зарабатывать деньги, поэтому я предприниматель изначально. А когда люди приходят в предпринимательство, уже имея некий гарантированный отчасти бэк, это всегда что-то подталкивает. Что у вас было?

Ильин: Вообще, ситуация была такая. Это был 98-й год, то есть, в 97-м году я со своими друзьями начал вести вот такой бизнес карманный по изданию книг для профессиональных финансистов. То есть, книги для трейдеров, книги для тех людей, к которым я тогда сам, собственно говоря, относился. Я был такой высокооплачиваемый профессиональный биржевой спекулянт. И у меня был такой небольшой карманный бизнес - это издание книг для таких людей, как я сам.

Малыхина: Это как корпоративные библиотеки делали?

Ильин: Нет. Дело в том, что когда занимаешься торговлей на финансовых рынках, нужно все время учиться. Мы покупали кучу книг на иностранных языках, технический анализ, фундаментальный анализ, мы со всем этим разбирались. Но это было очень тяжело, потому что нужно было читать на английском языке сложные тексты.

Малыхина: У меня та же самая история. Мы таскали книжки по маркет ресеч, исследованиям рынка, которые я покупала в Лондоне, в Америке и так далее, возила чемоданами, потому что здесь не было ничего, кроме одного переводного Котлера и, соответственно, это было крайне востребовано.

Ильин: В 98-м году, как вы понимаете, финансовый рынок накрылся медным тазом. И…

Малыхина: Вы пошли в бизнес практически в эпицентре турбулентности?

Ильин: По сути, да. То есть, у меня уже был некий такой бизнес-зачаток такого бизнеса. Вот в фирме, инвестиционной компании, в которой я работал, там просто была реальная ситуация такая, что мне сказали: «Мы сейчас сокращаем всем зарплату в три-четыре раза, и вот, кто хочет, тот оставайтесь». Персонал такого уровня, как вот я был тогда, оставаться при таком снижении зарплаты было просто моветон. И я решил: хорошо, я хотел это сделать в более благоприятное время, начать свой бизнес, но получилось, как получилось.
Также по теме
    Другие выпуски