«Транснефть» хочет продать свою долю в крупнейшем российском порту

Новости
07:56, 26 сентября
Поделиться

Комментарии

Скрыть

«Транснефть» готовится выйти из состава акционеров крупнейшего российского портового оператора — «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП). Об этом Дождю рассказал источник, близкий к одному из акционеров НМТП. Летом «Транснефть» отправила в администрацию президента письмо с просьбой рассмотреть возможность выхода из этого актива, утверждает собеседник Дождя. 

Фото: Алексей Зотов / Коммерсантъ

Президент Владимир Путин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и Минэнерго, рассказывает собеседник Дождя. Дедлайн по поручению — 1 октября, продолжает он. Такое поручение действительно есть, подтверждают сотрудник Минтранса и чиновник аппарата правительства.

Поиском стратегического инвестора занимается Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), говорит источник, близкий к одному из акционеров НМТП. По его словам, интерес к активу проявляет один из крупнейших мировых портовых операторов — DP World, принадлежащий правительству ОАЭ. В начале этого года на всемирном экономическом форуме в Давосе РФПИ и DP World подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое вложит в транспортную инфраструктуру в России до двух миллиардов долларов.

Стоимость пакета «Транснефти» исходя из биржевых котировок — около 500 миллионов долларов, но сумма продажи может быть сильно выше, считает аналитик агентства «Атон» Михаил Ганелин. 

«Транснефть» и «Сумма» Зиявудина Магомедова на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП через зарегистрированную на Кипре компанию Novoport Holding Ltd. «Транснефть» с учетом 10,5% акций, которые «Транснефть – Сервис» (структура «Транснефти») купила в 2013 году, владеет 35,5% акций порта. Еще 5,3% акций принадлежат РЖД. Государству через «Росимущество» принадлежит 20% НМТП. Остальные акции находятся в свободном обращении.

«Служебную переписку мы не комментируем, решений никаких не принималось», — рассказал Дождю пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В РФПИ, «Сумме» и профильных министерствах эту тему также не комментируют. Представитель Шувалова отказался от комментария, сославшись на деликатность темы. Представитель «Транснефти» не ответил на запрос, в НМТП не смогли предоставить оперативный комментарий.

Желание продать долю в порту может быть связано с требованием к госкомпаниям избавляться от непрофильных активов, к которым можно отнести и НМТП, занимающийся не только отгрузкой нефти, рассуждает Ганелин. С финансовой точки зрения этот актив прекрасный, добавил аналитик.

«Новороссийский морской торговый порт» — крупнейший в России и третий в Европе портовый оператор по объему грузооборота. Ему принадлежат порты, заводы и терминалы в Новороссийске и Приморске. По данным «Спарк- Интерфакс», убыток компании по итогам 2015 года составил пять миллиардов рублей. Он возник из-за курсовой переоценки кредита в 1,95 миллиарда долларов, который НМТП взял у Сбербанка в 2011 году на покупку «Приморского торгового порта», объясняет Ганелин. В первом полугодии 2016 года порт уже показал прибыль 22 миллиарда рублей.

Бывшие владельцы порта предприниматель Александр Пономаренко и депутат Госдумы прошлого созыва Александр Скоробогатько начали скупать акции еще в 90-е годы. В 2006 году более 63,36% акций НМТП принадлежали офшору Kadina, который контролировали Пономаренко и Скоробогатько. Через два года долю в НМТП получил Аркадий Ротенберг — связанные с ним структуры купили 20% Kadina.

В 2011 году Kadina продала 51,1% порта структуре «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефти». По данным источников «Ведомостей», за контрольный пакет НМТП «Транснефть» и «Сумма» тогда заплатили 2,5 миллиарда долларов — на 80% выше рыночной цены порта

В 2013 году между «Суммой» и «Транснефтью» возник конфликт. «Транснефть» тогда потребовала сменить председателя совета директоров НМТП и потребовала приостановить полномочия гендиректора порта Радо Антоловича, объяснив это тем, что ее позиция как акционера порта игнорируется. В итоге компаниям удалось договориться, Радо Антолович покинул компанию, а позже был назначен исполнительным директором в структуре DP World. В 2014 году «Транснефть» и «Сумма» обсуждали раздел активов НМТП, но затем прекратили эти переговоры. ​

Антон Желнов 

Надежда Иваницкая 

Ольга Попова 

Даниил Сотников 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.