Протест на окраине

Как прошел митинг в Марьине: текстовый репортаж
21/09/2015 - 00:01 (по МСК)

В воскресенье 20 сентября в московском спальном районе Марьино прошел митинг «За сменяемость власти». Корреспондент Дождя отправился туда вместе с семью тысячами граждан, чтобы посмотреть: возможен ли протест на окраине столицы.

Фото: Алексей Абанин / Дождь 

На платформе станции «Марьино» стояли лишь шесть полицейских (и это при заявке на митинг в 40 тысяч человек). Из вагонов выходили небольшие группы людей и сворачивали в сторону улицы Перерва. 

На выходе из метро стояли волонтеры — их можно было узнать по бейджам «За сменяемость власти». Они отвечали на вопросы и показывали, куда идти. По картинке на странице акции в фейсбуке казалось: идти отсюда до митинга минут десять, не больше. Но это оказалось не так. 

Выходя из метро, люди начинали на ходу готовиться к митингу. Кто-то доставал из рюкзака плакаты, кто-то вязал на рюкзак сине-желтую ленту. На улице небольшие группу встречал одиноко стоящий молодой худой волонтер, с заламинированной бумажкой с надписью «безопасность» на шее. До начала митинга — двадцать минут. 

Участники митинга неспешно шли по спальному району, такому же серому, как и небо. Собирался дождь. В их разговорах слышались слова «ФСБ», «Путин», «коррупция». Только так их и можно было отличить от прогуливавшихся тут же марьинцев.  

В парке Артема Боровика уже образовалась колонна: люди шли змейкой по тропке, встречая волонтеров. «Девушка, ну сколько еще километров идти?» — спросил уже отчаявшийся мужчина. Путь был долгим. 

Наконец вдоль улицы стали появляться полицейские. Почти с каждым в паре стоял сотрудник ЧОП «Наши». У рамок не было привычных очередей. Проход даже с сумкой занял полминуты. 

Сразу за металлоискателями ко мне подбежала девушка и сунула ленточку-триколор, сказав лишь «За Навального!», после чего исчезла. Через два шага волонтеры раздавали плакатики с надписью «Хватит врать и воровать!». «Как зачем брать? Чтобы все увидели и узнали!», — объяснил один из них. Неподалеку стоял и Владимир Акименков, фигурант «болотного дела». Он собирал средства на помощь политзаключенным. Многие действительно клали в коробку деньги. 

Митинг за сменяемость власти. Фоторепортаж  

После вводного слова ведущей митинга, актрисы Оксаны Мысиной появился Илья Яшин. «Кто там сказал "Яшин-два-процента"? Навальный, ты?», — пошутил он и начал рассказывать о последних выборах. Шутка была сразу и про результаты в Костроме, и про бывшего премьера Михаила Касьянова. Закончил политик оптимистично: «Это наша страна, наш город, мы будем биться».

После этого о выборах, то есть о сменяемости власти не говорили еще долго. Правозащитница Зоя Светова говорила о политических заключенных; она вспомнила и узников «болотного дела», и Олега Навального, и недавно приговоренных к большим срокам украинцев Олега Сенцова и Александра Кольченко. Физик Андрей Заякин говорил о важности проекта «Диссернет» и констатировал: общественность, даже после публикаций, которые разоблачают плагиат чиновников, не спешит идти в суд. 

На митинге было очень много российских флагов. Их привезли и раздавали организаторы. Кроме них можно было увидеть оранжевые флаги «Солидарности» и несколько имперских флагов. У сцены одиноко стоял один флаг ПАРНАСа.

Под оглушительные аплодисменты на сцену вышел 75-летний правозащитник Владимир Ионов, на которого заведено дело за одиночные пикеты (неоднократные нарушения на митингах). «Я гражданин. Это наша страна, наш город. Мы должны добиваться изменения ситуации. Вот собственно, и все, что я хотел сказать», — немного робко сказал он со сцены и ушел под овации. 

Во время митинга с крыши многоэтажки около сцены, незаметно был сброшен огромный баннер. На него вряд ли можно было обратить внимание, если бы толпа не начала скандировать «Спускайся!». На полотне было написано «За сменяемость оппозиции». По почерку похоже на активистов «Главплаката»: кстати, за несколько часов до митинга на «Ридусе» вышел материал, в котором рассказывалось о наклейках в Марьине с таким же лозунгом. Полиция на плакат никак не отреагировала. Убрали его через 15 минут. 

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов — ведущая, представляя его, оговорилась и назвала его «Симоновым» —говорил о деле Олега Кашина. Свою речь он закончил призывом: «Допросите Турчака». 

С неба накрапывал дождь, пришедшие на митинг закрывали головы плакатами, кто-то уходил.

На другой волне выступил писатель Дмитрий Быков. «Власть у нас любит глубоко загонять, а потом гордиться этим», — пошутил он про то, что оппозиции разрешили провести митинг лишь в Марьине, отклонив перед этим все заявки в центре Москвы. На благодарностях охранникам и работникам федеральных каналов люди засмеялись в голос. «Лозунг даже не в том, что "Россия будет свободной". Он — Россия будет хорошей!», — закончил выступление Быков и передал слово поэту Конаховскому, который прочитал стихи о ситуации в стране. 

Глава молодежного отделения ПАРНАС Михаил Конев посвятил свое выступление Борису Немцову, предложив почтить память убитого политика минутой молчания. Вся Перерва затихла. И вдруг у сцены крикнули что-то про Кадырова. 

Были на митинге и слова Олега Навального, который сейчас в тюрьме. Он записал аудиобращение к собравшимся и передал его через адвоката. «Всем привет. Я Олег Навальный и я зек», — начал он свою речь, сказав, что на день рождения сына он подарил ему фигурку динозавра, которую слепил из хлебных мякишей. «Я говорю спасибо всем тем, кто поддерживает, кто пишет письма. Вы даже не представляете, насколько это важно. Пишите всем политзекам», — попросил он. Олег Навальный с надеждой заключил, что надеется выйти из колонии уже в свободной России. 

«Мой план — остаться приличным человеком». Речь Навального

Закрывал выступление Алексей Навальный. Как и всегда, говорил он бойко, решительно, сорвав ближе к концу своей речи голос, но не остановился он и после этого. Навальный обвинил в убийстве Бориса Немцова главу Чечни Рамзана Кадырова и добавил, что это произошло, возможно, по приказу Путина. В нападении на Кашина он обвинил губернатора Псковской области, потребовав допросить его и отправить на скамью подсудимых. «Мой план в том, что если мой сын спросит меня, что я делал в этот момент, я бы сказал, Захар, в этот момент я попытался остаться приличным человеком. Никакого другого плана не существует», — признался он. И закончил речь призывом оставаться приличными людьми. 

Митинг на этом не закончился. На сцену вышли все выступавшие и прочитали стихотворение Александра Пушкина «К Чаадаеву». Строки проговаривали и люди у сцены. Уже стемнело. 

После митинга, когда люди начали расходиться, со сцены зазвучала «Перемен» Виктора Цоя. Все было как на всех митингах. Если бы не колокольный звон церкви. 

Также по теме
    Другие новости
    Российская армия ударила по поселку Удачное Донецкой области. Погибли три человека, пострадали еще четверо Вчера в 22:11 «Верстка»: вернувшиеся из Украины российские военные за два года убили более 100 человек Вчера в 21:02 Европарламент признал президентские выборы в России нелегитимными и призвал предоставить поддержку несогласным россиянам Вчера в 16:37 С начала войны более 900 россиян стали фигурантами уголовных дел за антивоенную позицию Вчера в 16:36 Школьницу из Читы, нарисовавшую граффити «Смерть режиму», приговорили к 3,5 года колонии Вчера в 15:07 Экс-замминистра культуры приговорили к семи годам колонии по делу о махинациях с «Пушкинскими картами» Вчера в 15:06 Вице-губернатора Самарской области обязали вернуться на войну, его досрочное увольнение признали незаконным Вчера в 14:42 В биографии Паоло Пазолини цензурировали строки о «личных пристрастиях» режиссера Вчера в 14:41 ФСИН предложила новую форму одежды для заключенных. Им могут разрешить пижамы и легинсы Вчера в 14:40 «Новая газета Европа»: ЕС и США увеличили поставки товаров в «дружественные» России страны на 133 млрд долларов Вчера в 14:39