Шведские ученые объявили о решении загадки происхождения басков

8 сентября 2015
19 279 1

Исследователи из Уппсальского университета в Швеции во главе с профессором генетики Маттиасом Якобссоном опубликовали в научном журнале PNAS результаты исследования, в которых заявляют о решении загадки происхождения народа басков, язык которых не имеет родственных в Европе. Данные исследования приводит журнал Science.

Команда ученых просчитала геномные последовательности останков восьми человек, обнаруженных в пещере Эль-Порталон в Стране Басков на севере Испании. В этой пещере 30000-1000 лет назад практически постоянно жили люди. Среди обнаруженных там останков были скелеты ранних земледельцев, живших 5500-3500 лет назад на рубеже Медного и Бронзового веков, однако также обнаружены артефакты охотников-собирателей.

Сравнив полученные геномы с генетическими картами останков, обнаруженных в разное время в Западной и Центральной Европе, а также современных европейцев, исследователи установили, что жители этой местности имели гены как охотников-собирателей, так и земледельцев. Это открытие достаточно существенно, поскольку ранее считалось, что баски происходят от изолированной группы охотников и собирателей.

Якобссон и коллеги утверждают, что баски стали изолированным народом не во время первой волны распространения земледелия в Европе, а гораздо позже, во время миграционных потоков из Центральной Европы и Северной Африки, начавшихся пять тысяч лет назад — в геноме современных басков нет следов совместного проживания в отличие от испанцев и португальцев, у которых сейчас по 10-25% генов от этих мигрантов.

Точных данных о происхождении баскского языка шведские ученые не представили. Якобссон предполагает, что он произошел от наречия ранних европейских земледельцев, которое было в ходу до распространения языков индоевропейской семьи, однако не исключает, что основой для языка стало наречие поздних охотников-собирателей.

Купите подписку
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку