Все, что надо знать о законе о «праве на забвение»

Новости
16 июня 2015
5 051
7
Поделиться

Депутаты Госдумы на заседании во вторник, 16 июня, приняли в первом чтении так называемый законопроект о праве на забвение, позволяющий пользователям требовать удаления из выдачи интернет-поисковиков ссылок на недостоверную информацию о себе.

 

Если закон примут, то пользователи смогут потребовать от поисковиков удалять ссылки на недостоверную, устаревшую (более трех лет) информацию и сведения, распространяемые с нарушением законодательства. Кроме того, законопроект предусматривает большие штрафы за отказ поисковиков от удаления ссылок.

423 депутата поддержали законопроект, против проголосовал только Дмитрий Гудков.

На принятие законопроекта в первом чтении уже отреагировали в «Яндексе». «Нам невероятно жаль, что в очередной раз законопроект, касающийся развития интернета в России, рассматривается в таком скоропалительном режиме», — заявил директор по связям с общественностью компании Очир Манджиков. «Ни одна интернет-компания не оспаривает право человека на тайну частной жизни, но никто не понимает, почему депутаты снова не прислушались к конструктивной критике и предложениям интернет-компаний и пользователей», — добавил он.

В «Яндексе» считают, что предложения депутатов нарушают конституционное право граждан на получение информации. Кроме того, законопроект не учитывает принципы работы поисковых систем и технические особенности развития интернета. Фактически поисковикам передаются функции судов или правоохранительных органов, подчеркивают в компании.

Директор по внешним коммуникациям Rambler Матвей Алексеев назвал законопроект борьбой с ветряными мельницами: если поисковик убирает ссылку из выдачи, ссылка все равно остается в первоисточнике. Кроме того, в случае принятия закона могут возникнуть проблемы с законом о СМИ, так как поисковикам придется удалять ссылки на онлайн-издания.

На прошлой неделе в Госдуме прошло совещание главы профильного комитета по информационной политике Леонида Левина с представителями «Яндекса», Mail.ru Group, Rambler & Co и других компаний.

Представители «Яндекса» и Google указали на встрече на несоответствие законопроекта европейской практике применения права на забвение, на которую ссылаются авторы инициативы.

Предлагаемое в России регулирование гораздо шире, чем в Европе. В мае 2014 года Европейский суд встал на сторону испанского гражданина Марио Костеха Гонсалеса в деле против Google и обязал поисковик удалить информацию о продаже дома истца за долги. Это решение не вводит общее право на забвение, но операторы обязаны внимательно подходить к каждому случаю удаления ссылки из результатов поиска, оценивая возможность непропорционального ограничения общественного интереса в доступе к информации, учитывать необходимость защиты таких фундаментальных прав, как свобода слова и права СМИ. В российском законопроекте такие понятия вовсе не упоминаются.

Интересно и то, что, согласно законопроекту, поисковиком можно считать любой сайт, у которого есть внутренний поиск, например, сайт Дождя. Неясны и критерии недостоверности информации, которая подлежит «забвению». Наконец, от автора жалобы не требуется обоснования удаления информации или подтверждения недостоверности — проверкой будет заниматься сам поисковик. За отказ удалить информацию о гражданах по их запросу предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей, по решению суда — до 3 миллионов рублей. «В таких условиях у поисковиков просто не останется выбора: или удалять вообще все, что потребуют, или встревать в кучу судов по всей России», — считает Дмитрий Хомак, основатель Lurkmore.

В заключении на законопроект «Яндекс» отметил, что в законодательстве уже есть инструменты для борьбы с недостоверной информацией. По статье 152 ГК РФ  граждане могут требовать удаления и опровержения недостоверной информации, и законопроект о «праве на забвение» частично дублирует эту норму .

Интернет-отрасли предложили подготовить поправки к законопроекту до 17 июня: депутаты собираются принять поправки уже до конца месяца.  

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.