Все, что надо знать о законе о «праве на забвение»

Новости
16 июня 2015
5 047
7

Депутаты Госдумы на заседании во вторник, 16 июня, приняли в первом чтении так называемый законопроект о праве на забвение, позволяющий пользователям требовать удаления из выдачи интернет-поисковиков ссылок на недостоверную информацию о себе.

 

Если закон примут, то пользователи смогут потребовать от поисковиков удалять ссылки на недостоверную, устаревшую (более трех лет) информацию и сведения, распространяемые с нарушением законодательства. Кроме того, законопроект предусматривает большие штрафы за отказ поисковиков от удаления ссылок.

423 депутата поддержали законопроект, против проголосовал только Дмитрий Гудков.

На принятие законопроекта в первом чтении уже отреагировали в «Яндексе». «Нам невероятно жаль, что в очередной раз законопроект, касающийся развития интернета в России, рассматривается в таком скоропалительном режиме», — заявил директор по связям с общественностью компании Очир Манджиков. «Ни одна интернет-компания не оспаривает право человека на тайну частной жизни, но никто не понимает, почему депутаты снова не прислушались к конструктивной критике и предложениям интернет-компаний и пользователей», — добавил он.

В «Яндексе» считают, что предложения депутатов нарушают конституционное право граждан на получение информации. Кроме того, законопроект не учитывает принципы работы поисковых систем и технические особенности развития интернета. Фактически поисковикам передаются функции судов или правоохранительных органов, подчеркивают в компании.

Директор по внешним коммуникациям Rambler Матвей Алексеев назвал законопроект борьбой с ветряными мельницами: если поисковик убирает ссылку из выдачи, ссылка все равно остается в первоисточнике. Кроме того, в случае принятия закона могут возникнуть проблемы с законом о СМИ, так как поисковикам придется удалять ссылки на онлайн-издания.

На прошлой неделе в Госдуме прошло совещание главы профильного комитета по информационной политике Леонида Левина с представителями «Яндекса», Mail.ru Group, Rambler & Co и других компаний.

Представители «Яндекса» и Google указали на встрече на несоответствие законопроекта европейской практике применения права на забвение, на которую ссылаются авторы инициативы.

Предлагаемое в России регулирование гораздо шире, чем в Европе. В мае 2014 года Европейский суд встал на сторону испанского гражданина Марио Костеха Гонсалеса в деле против Google и обязал поисковик удалить информацию о продаже дома истца за долги. Это решение не вводит общее право на забвение, но операторы обязаны внимательно подходить к каждому случаю удаления ссылки из результатов поиска, оценивая возможность непропорционального ограничения общественного интереса в доступе к информации, учитывать необходимость защиты таких фундаментальных прав, как свобода слова и права СМИ. В российском законопроекте такие понятия вовсе не упоминаются.

Интересно и то, что, согласно законопроекту, поисковиком можно считать любой сайт, у которого есть внутренний поиск, например, сайт Дождя. Неясны и критерии недостоверности информации, которая подлежит «забвению». Наконец, от автора жалобы не требуется обоснования удаления информации или подтверждения недостоверности — проверкой будет заниматься сам поисковик. За отказ удалить информацию о гражданах по их запросу предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей, по решению суда — до 3 миллионов рублей. «В таких условиях у поисковиков просто не останется выбора: или удалять вообще все, что потребуют, или встревать в кучу судов по всей России», — считает Дмитрий Хомак, основатель Lurkmore.

В заключении на законопроект «Яндекс» отметил, что в законодательстве уже есть инструменты для борьбы с недостоверной информацией. По статье 152 ГК РФ  граждане могут требовать удаления и опровержения недостоверной информации, и законопроект о «праве на забвение» частично дублирует эту норму .

Интернет-отрасли предложили подготовить поправки к законопроекту до 17 июня: депутаты собираются принять поправки уже до конца месяца.  

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия