Работающий без топлива двигатель стал новостью №1 в России. Почему на Западе о нем написал только один таблоид?

12/09/2017 - 19:28 (по МСК) Екатерина Селиванова

В Китае вышло пропагандистское видео, утверждающее, что в стране создали рабочий прототип двигателя без топлива, способного доставить людей до Марса всего за 10 недель. Заметка об этом появилась 11 сентября в британском таблоиде Daily Mail. Согласно сервису News.google.com, другие крупные западные СМИ эта новость не заинтересовала, однако в России она весь рабочий день провисела в списке пяти самых важных новостных сюжетов на главной странице поисковика «Яндекс» и его новостного сервиса «Яндекс.Новости».

Пропаганда из Китая

Заметка в Daily Mail называется «Взломал ли Китай “невозможный двигатель„ НАСА? Пропагандистское видео утверждает, что у ученых есть рабочая версия бестопливного EmDrive, которая может доставить людей на Марс всего за 10 недель». Как следует из текста, видео появилось на сайте Центрального телевидения Китая.

EmDrive — это название двигательной установки, которая приводится в движение от микроволн и обеспечивает тягу без потребности в топливе. По мнению многих ученых, создание такого двигателя невозможно, поскольку он нарушает закон физики, по которому энергия не может возникать из ниоткуда. Китай не первый раз заявил, что создал EmDrive. Издание IBTimes UK в 2016 году писало, что правительство Китая финансировало исследования технологии с 2010 года и утверждало, что разработало устройство, которое уже тестируется на околоземной орбите.

Аналогичный двигатель уже пытались создать ученые из NASA. В 2016 году в исследовании ученых NASA, опубликованном в научном журнале Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), было описано действие двигателя. Ученые в результате тестов подсчитали, что EmDrive вырабатывает силу в 1,2 миллиньютонов на киловатт тяги в вакууме. Как пишет Daily Mail, многие специалисты индустрии назвали эти результаты совпадением из-за того, что не были учтены некоторые условия в окружающей среде.

В распространяемом сейчас Китаем видео говорится, что китайские ученые разработали EmDrive и уже скоро отправят его в космос, при этом не упоминаются никакие технические аспекты устройства.

Новость №1 в России

Согласно данным новостного агрегатора «Яндекс.Новости», первым о китайском двигателе написало издание Lenta.ru. Позднее о том же сообщили Life, «Известия», «Российская газета», «Газета.Ru», «Аргументы и факты», «Космольская правда», BFM.ru, РИА Новости. Уже утром на главной странице сервиса «Яндекс.Новости» (аудитория в июле 22,6 млн человек) и на главной странице поисковика «Яндекс» (40 млн человек) сформировался сюжет, который держался в пятерке основных новостей в течение всего дня. Первоначально он назывался «Ученые из Китая создали "рабочую" версию микроволнового двигателя НАСА». По итогам дня о китайском двигателе написали более 150 российских СМИ.

Дождь обратился в «Яндекс», однако представитель компании отказался от комментариев.

Фото: скриншот Яндекс.Новости

Странное открытие

О двигателе EmDrive заговорили в 2006 году, пишет издание Wired. Британский инженер Роджер Шойер (Roger Shawyer) тогда утверждал, что устройство может производить тягу без какого-либо топлива. При этом двигатель изобрели еще в 2001 году. Теория EmDrive гласит, что двигатель в форме конуса может создавать импульс с помощью электромагнитных волн.

Теоретически использование технологии позволило бы космическому аппарату или другому транспортному средству, использующему этот двигатель, достичь невероятных скоростей, не затрачивая топлива и не требуя подзарядки или дозаправки. То есть двигатель мог бы создать вечное движение. Скептики, как пишет Wired, задаются вопросом — если двигатель настолько революционен, почему не было серьезного научного обсуждения этого вопроса, вместо этого за десять лет были лишь спекуляции и «просочившиеся» бумаги.