Предвыборный проект Путина: как кольцевая дорога превращается в полукруг

08/02/2017 - 22:19 (по МСК) Маргарита Лютова

Компания «Стройтрансгаз» миллиардера Геннадия Тимченко готовится до конца февраля подписать контракт с финансовым инвестором одной из секций Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), сообщил Дождю глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Именно «Автодор» выступает заказчиком подмосковной стройки. Стоимость строительства этой секции — свыше 90 млрд руб. Кольцо должно было быть готово к новому сроку президента Владимира Путина, но пока сроки снова и снова срываются.

Президентское кольцо

ЦКАД — крупнейшая автодорожная стройка страны. Общая протяженность платного дублера подмосковной бетонки — свыше 500 км, стоимость — более 300 млрд руб. (половина — из Фонда национального благосостояния (ФНБ), еще порядка 80 млрд — субсидии, остальное — частные инвестиции).

В 2013 году добро на ЦКАД дал президент Владимир Путин — на Петербургском экономическом форуме он объявил, что проект получит деньги ФНБ. С тех пор президент следит за его судьбой.

Осенью 2016 года запуск кольца пришлось перенести на год — с 2018 на конец 2019 года, и это решение тоже согласовывал Путин.

На чем может заработать Тимченко

Кольцо поделено на четыре секции, которые распределяются между инвесторами и подрядчиками. Две уже строятся, но самые крупные и дорогие части пока существуют только на бумаге. Одна из них — секция 4. Согласно паспорту проекта, который утвердило правительство, общая стоимость строительства участка — 90,1 млрд руб.

Государство не будет полностью оплачивать эту сумму — порядка 40 млрд руб. должен привлечь инвестор. Это компания «Юго-Восточная магистраль» — специально созданная структура управляющей компании «Лидер». УК «Лидер» до 2012 года входила в группу компаний бизнесмена Юрия Ковальчука. Минфин США при введении санкций назвал Ковальчука «личным банкиром высокопоставленных чиновников, включая Путина», он является одним из акционеров банка «Россия». Сейчас УК «Лидер», согласно ее же данным, принадлежит государственному «Внешэкономбанку», а также «Газпромбанку» и «Газпрому».

Именно на контракт со структурой «Лидера» в качестве подрядчика претендует компания Геннадия Тимченко «Стройтрансгаз». О том, что «Стройтрансгаз» может принять участие в проекте, осенью Дождю рассказывали источники, знакомые с ходом переговоров. А 8 февраля в разговоре с Дождем это подтвердил глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах: по его словам, инвестор проекта уже определился с подрядчиком и готовится заключить контракт со «Стройтрансгазом».

На кого будет работать «Стройтрансгаз»

Четвертая секция ЦКАД строится по концессионному соглашению. Это долгосрочный контракт инвестора с государством, который предполагает, что государство оплачивает строительство не полностью — часть средств инвесторы должны занять в банках или пенсионных фондах, а государство потом расплатится с ними за счет сборов за проезд по платной трассе.

«Стройтрансгаз» инвестировать в строительство не будет, деньги должны будут найти УК «Лидер» и ее партнеры по «Юго-Восточной магистрали», именно они и заплатят компании Тимченко за стройку. Правда, пока у «Юго-Восточной магистрали» даже нет соглашения с государством, она подала единственную заявку на конкурс еще в апреле 2016 года, а 15 января наступил дедлайн подписания договора. Но теперь этот срок продлен до конца февраля, сообщил Кельбах, — тогда же и должен быть подписан подрядный договор.

Когда строительная компания подписывает договор генерального подряда, она может претендовать и на полную стоимость строительства, объяснял один из участников переговоров, но это программа-максимум, окончательная стоимость подрядного договора будет зависеть от результатов переговоров с инвестором, который всегда заинтересован снизить стоимость строительных работ.

Однако «Стройтрансгазу» заплатит не только инвестор, но и государство. Еще один контракт, который вскоре достанется компании Тимченко, — на подготовку территории для все той же секции 4. Госкомпания «Автодор» готовится заключить этот контракт со «Стройтрансгазом», говорит Кельбах. Сумма там скромнее — 4 млрд руб., раньше этим контрактом занималась «Стройновация», которая входит в группу «Сумма». Но теперь контракт с ней расторгнут, говорит Кельбах. Представитель «Стройтрансгаза» на запрос Дождя не ответил.

Что с остальным кольцом

Ситуация со вторым крупнейшим отрезком ЦКАД тоже непростая. Там соглашение уже подписано, но частных инвестиций нет. Инвестором должна стать структура дорожно-строительной компании «Автобан» (принадлежит менеджменту). Она уже подписала контракт, но не может найти финансирование в банках или иных финансовых организациях.

Зато «Автобану» уже заплатило государство, рассказали Дождю рассказали два источника, знакомых с ходом переговоров по проекту. В конце 2016 года «Автодор» действительно выплатил концессионеру секции 3 аванс — 12,5 млрд руб., из которых 7,5 млрд руб. — средства ФНБ, а остальное — бюджетная субсидия, которую «Автодор» получил на проект ЦКАД, подтвердил Кельбах. Компания уже нашла подрядчика и поэтому нуждается в средствах, чтобы начинать мобилизацию техники, объясняет глава «Автодора». Представитель «Автобана» от комментариев отказался.

Выдавать аванс, когда компания еще не договорилась с банками, — чрезвычайная мера, признают сотрудники компаний, которые участвовали в аналогичных проектах по строительству дорог. Риски высоки: частное финансирование потом может и не найтись, и тогда будет непонятно, на что достраивать дорогу. Но здесь есть надежда, что компания, получив аванс, станет более привлекательна для банков, говорит один из собеседников Дождя: надо хоть как-то начинать стройку, иначе проект придется замораживать.

Также по теме
    Другие выпуски