Михаил Слободин: «В бизнесе сейчас важны не знания, а отношения»

Одно из последних выступлений экс-главы «Вымпелкома», ставшего фигурантом уголовного дела: главные тезисы
06/09/2016 - 18:11 (по МСК)

Вечером 5 сентября Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела против генерального директора компании «Вымпелком» Михаила Слободина. Его подозревают в многомиллионных взятках предыдущему руководству Коми (экс-губернатора республики Вячеслава Гайзера и ещё 14 человек арестовали осенью 2015 году). В тот же день VimpelCom Ltd. сообщила, что он отправлен в отставку.

Одно из последних публичных выступлений Слободина состоялось в мае в Российской экономической школе (РЭШ). Он рассказал о том, какие вызовы будут стоять перед бизнесом в ближайшем будущем из-за глобализации, автоматизации профессий и переходом потребителей на смартфоны и планшеты. Корреспондент Дождя, присутствовавшая на выступлении Слободина, выбрала его главные высказывания.

Я начинал свою трудовую биографию в начале девяностых, и у меня была довольно стремительная карьера. Во многом это произошло из-за того, что весь предыдущий опыт людей, которым было по 40-50 лет, которые росли в старой системе, — весь их опыт оказался ненужным в новых условиях. Поэтому меня, двадцатилетнего, на рынке воспринимали более действенным, потому что я был готов меняться. И за мной не было багажа старых привычек и знаний.   

«Вымпелком» — это моя пятая индустрия. Я начинал с горнодобывающей отрасли, потом работал в металлургии, создал большой холдинг «Т Плюс» практически с нуля, — сегодня это одна из крупнейших электроэнергетических компаний в России. (Гендиректор «Т Плюс» Борис Вайнзихер задержан по делу о даче взяток руководству Коми — Дождь.)

Когда я пришел в «Вымпелком», компания находилась в критическом состоянии: теряла долю на рынке, и это происходило в течение пяти лет. На данный момент мы остановили падение на рынке и чувствуем себя вполне уверенно.  Но для бизнеса, помимо роста на рынке и клиентов, еще одной важной задачей является зарабатывание денег.

Сейчас в мире происходит серьезная трансформация, которая затрагивает большое количество индустрий. И фактически многие компании находятся в состоянии «трансформируйтесь или умирайте». Этот выбор стоит практически перед каждым.

Индустриальная революция заключается в наличии у каждого смартфона с выходом в интернет. Это создает огромные возможности для трансформации разных индустрий. Идет война за внимание клиента.

Фото: Александр Натрускин / Reuters

Тот, кому реально доверяет клиент, выигрывает и получает самые большие бенефиты. Именно поэтому сотовые компании сегодня проигрывают эту борьбу. Сейчас  мы не можем контролировать клиента, как раньше, потому что на рынок вышли Google, Apple со своими операционными системами, ограничивая сотового оператора в том, что он может показать клиенту на экране смартфона. На самом деле то, что видит клиент, фактически сотовая компания не контролирует, тем самым отдаляясь от зарабатывания денег. Если ты отдаляешься от клиента, от тебя уходит вся маржа.

Те, кто сегодня создает новые платформы, будут управлять миром. В это сегодня инвестируют люди, которые соединяют предложение и спрос. Пример этому — приложения такси или тот же фейсбук, который соединяет информацию о том, что происходит у пользователя, с тем, что его интересует.

В России, к сожалению, стимуляция рынка не происходит: нет драйверов для роста, отрасли консервируются, конкуренция низкая. Когда у тебя монополия чуть ли не в каждой индустрии, то смысла меняться нет. Я думаю, что в течение ближайших трех лет у нас будет довольно тяжелый экономический сезон, будет некомфортно.

Государство, бизнес и люди в нашей стране перешли в режим выживания. Действия направлены не на структурные преобразования и трансформацию бизнеса, включено выживание — режим, который не создает стоимость.

Мы в России не чувствуем, что на самом деле придут глобальные изменения в каждой индустрии и в каждой компании. И ближайшие пять лет потребуют серьезных преобразований. Поэтому либо ты трансформируешь свой бизнес, либо умираешь.

В бизнесе сейчас важны не знания, а отношения. В свою команду выбирайте человека по отношению к работе, а не по навыкам, которые есть у него в текущий момент. Потому что завтра эти навыки могут ему вообще не понадобиться. Главное, чтобы человек готов был меняться и учиться новому. Фундаментальный дефицит сегодня в людях, которые готовы меняться и менять других.