Сгорел на мосту: как первый в Удмуртии частный дорожный проект закончился арестом губернатора

04/04/2017 - 18:19 (по МСК)

Задержанному и снятому с поста губернатора Александру Соловьеву инкриминируют получение взятки в 140 миллионов рублей от застройщиков мостов в Удмуртии за увеличение бюджетного финансирования. Дождь выяснил подробности, кто инвестировал в этот первой в отрасли частный проект общей стоимостью 15,3 млрд руб и почему потребовалась помощь губернатора.

В ближайшие часы Басманный суд столицы решит вопрос об избрании меры пресечения бывшему главу Удмуртской республике Александру Соловьеву. Ему уже предъявлено обвинение в получении взятки в 140 млн. рублей от строительных компаний, возводивших мосты через реки Кама и Буй в регионе. По версии следствия, Соловьев требовал от застройщиков откат, обещая увеличение бюджетного финансирования проекта, пробуксовывавшего из-за нехватки средств и другим причинам.

Соглашение о строительстве мостов через реки Кама и Буй было подписано еще в 2012 году, при прежнем главе республики Александре Волкове. Проект активно продвигали на федеральном уровне — это была первая региональная стройка с привлечением частных инвестиций, а не полностью за государственный счет. Инвестором согласился стать ВТБ, об участии банка в проекте заявлял сам президент группы Андрей Костин.

Соглашение Удмуртия подписала со специально созданной проектной компанией — ООО «Региональная инвестиционная компания» (ООО РИК) — консорциум тюменской строительной компании «Мостострой-12» и поставщика металлоконструкций «Тюменьстальмост». А ВТБ договорился выступить кредитором.

Стоимость строительства мостов и подъездных дорог к ним оценивалась в 15,3 миллиарда рублей. Предполагалось, что государство даст на строительство менее 20% от этой суммы (3,8 млрд), остальное - привлечет инвестор за счет собственных и заемных средств. Проезд по мостам будет платным, инвестор будет собирать деньги за проезд, а если не наберется на заранее оговоренный минимум — разницу доплатит региональный бюджет.

Но до платного проезда все еще далеко. Уже в 2014 году на строительстве возникли финансовые проблемы. Тогда, после присоединения Крыма и введения санкций, трудности были почти у всех больших строек: возросла стоимость банковских кредитов, многие банки ужесточили условия кредитования, одновременно в региональных бюджетах становилось все меньше средств. Но люди, близкие к участникам проекта, говорят, что в случае с мостами через Каму и Буй дело было не столько в финансовом кризисе, сколько в смене власти в регионе: в начале 2014 года губернатор-долгожитель Волков ушел в отставку, его сменил Александр Соловьев.

Бывший глава Удмуртии Александр Соловьев. Фото: РИА Новости

При Соловьеве ООО «РИК» пришлось заново договариваться с ВТБ о финансировании, чтобы стройку можно было продолжить. Тогда могли появиться и новые условия со стороны региона, говорит человек, знакомый с ходом переговоров. Проект получил господдержку на федеральном уровне: Минэкономразвития включило мосты в специальную программу поддержки проектов, по ней ВТБ получил в ЦБ дешевый заем, благодаря которому мог кредитовать стройку на льготных условиях по сравнению с рыночными ставками на тот момент. Тогда же изменилась и структура собственности ООО «РИК».

 Ее крупнейшими акционерами, по данным СПАРК на сентябрь 2014 года, остались кипрская Kelsteno Management LTD (51%) и зарегистрированная в Белизе Tusnelda Corporation (21,25%), а новыми совладельцами стала группа ВТБ черед структуру ООО «Оператор скоростных магистралей» (15%) и ОАО «Банк Народный кредит» (12,75%). Последний, правда, еще в октябре 2014 году лишился лицензии, а его руководство проходит по другому делу о хищении средств.

Трудности сохранились и на строительстве в Удмуртии. Ввод мостов в эксплуатацию не раз переносился. Еще в середине прошлого года мосты планировали запустить осенью и даже позвать на открытие президента Владимира Путина. Но сроки перенесли сначала на март 2017 года, потом на июль. ООО «РИК» не платила строителям, указывал глава Минтранса Удмуртии Виктор Вахромеев

В октябре был задержан замминистра транспорта республики Александр Соловьев, полный тезка губернатора. Местные СМИ называли его главным куратором мостов в министерстве. Сначала его поместили в следственный изолятор, но затем мера пресечения была изменена — следствие и суд перевели его под домашний арест.

Одновременно стало известно о финансовых проблемах подрядчика проекта — компании «Мостострой-12». Как утверждал в комментариях РБК представитель акционеров компании Александр Забарский, сначала «Мостострой-12» по инициативе госзаказчика лишился крупного господряда в ЯНАО, а потом проблемы возникли и на мостах в Удмуртии. Забарский говорил, что бывший гендиректор ООО «РИК» и совладелец «Мостостроя-12» Сергей Полевиков размещал деньги, которые выделялись на строительство, в банке «Пересвет», который впоследствии рухнул.

Фото: фотобанк «Лори»

По словам Забарского, так в «Пересвете» пропали 1,8 миллиарда рублей. В конце прошлого года ВТБ заявил, что теперь «РИК» будет под оперативным контролем банка, а «Мостострой-12» будет заменен на другого подрядчика. На какого именно, банк не раскрывал. Представитель ВТБ оперативно не ответил на вопросы Дождя.

Источник, близкий к одному из участников проекта, считает, что ВТБ, хоть и был кредитором проекта и с конца прошлого года контролирует ООО «РИК», к уголовному делу экс-губернатора Соловьева никакого отношения не имеет. Более того, сам банк мог столкнуться с давлением бывшего главы республики, рассуждает он.

Генеральный директор компании «РИК» Антон Мануйлов отказался прокомментировать Дождю сложившуюся ситуацию. Он отметил, что  ничего не знает о задержании главы республики и сейчас самое важное — это достроить мосты. «Будем разбираться с проблемами по мере их поступления», — заверил он.  

Анастасия Михайлова

Маргарита Лютова

Фото: пресс-служба главы Удмуртской республики

Также по теме