Почему с 1 марта резко подорожали продукты

29/02/2016 - 19:35 (по МСК)

Спросили у экспертов и участников рынка, из-за чего растут цены, когда у производителей кончится запас прочности, и почему 2016 год станет для компаний решающим.

С 1 марта на 20% подорожают шоколадные батончики Mars, Snickers, Milky Way, Bounty, Dove и «Коркунов». На 5% подорожают корма для домашних животных Royal Canin. Вырастут цены и на некоторые товары из Японии: подгузники Moony — на 13%, косметика Lion — в среднем на 6% и Kokubo — на 12%. Компания «Первое решение», производящая косметику «Рецепты бабушки Агафьи», тоже повышает цены на многие товары — до 35%.

 

Об этом своих клиентов предупреждает внешнеторговая фирма «Фудлайн», пишут «Известия». В компании «Mars» подтвердили Дождю информацию о подорожании некоторых товаров. Поговорив с участниками рынка и экспертами, мы пришли к выводу, что помимо девальвации рубля, продуктовых санкций и снижения потребительской активности, влияние на продуктовые цены оказывают другие факторы. Многие из них при этом еще не успели «сыграть».

 

Африканские ветра

Mars связал рост цен, в первую очередь, с подорожавшим сырьем. Какао-бобы — товар, торгующийся на бирже. На европейских рынках котировки выросли за январь на 50%, пишет Bloomberg. Из-за природных катаклизмов в западной Африке, в частности засухи в Кот-д’Ивуаре, урожай какао в этой стране уже упал и продолжит снижаться на 12% в апреле. Это, в свою очередь, сказывается на цене шоколадок в России.

При этом российские производители, например, «Красный Октябрь» или «Бабаевский» заменить зарубежные товары не могут. Эксперты «Центра исследований кондитерского рынка» констатировали, что российское производство не смогло восполнить выпавшие объемы импорта, даже несмотря на то, что в последние годы они не превышали 15%.

Коллегия Евразийской экономической комиссии, чтобы снизить нагрузку на кондитеров, уже приняла решение временно снизить таможенную пошлину на какао-продукты с 3–5% до 0%.

В крупной компании, которая в том числе производит кондитерские изделия, объяснили Дождю, как стоимость сырья сказывается на остальных товарах. Учитывая снизившуюся потребительскую активность, производители не могут допустить резкого роста цен на отдельные категории товаров, люди просто перестанут их покупать. «Руководствуясь принципом эффективности, компания оптимизирует свои внутренние процессы с тем, чтобы поддерживать приемлемый уровень цен для своих потребителей», — объяснили в корпорации.

На практике это означает, что, не допуская роста цен в одном секторе, производитель вынужден повышать цену совершенно других товаров, на которые котировки, например, какао-бобов напрямую не влияют. Таким образом, цены растут на все категории товаров относительно плавно, а не на отдельные группы, но резко.

При этом  производители должны следить за ценой социально значимых товаров. Искусственно сдерживая рост их стоимости, компания вынуждена поднимать цены на другие товары, чтобы компенсировать растущие издержки.

Производитель при этом не имеет права сообщать о росте цен заранее. Как объяснил один из участников рынка, такие сообщения могут привлечь внимание антимонопольной службы. В крупных торговых сетях также отказались комментировать рост цен.

 

Дорожные расходы

В понедельник президент подписал закон о повышении с 1 апреля акцизов на топливо. По подсчетам Минфина бензин подорожает на 7%. Этот акциз можно добавить в общую «копилку» растущих транспортных расходов, таких как новая система «Платон».

Нужно понимать, что скажется это не только на доставке готовой продукции. На некоторых предприятиях нужно доставлять корм животным, оборудование, персонал, перевезти товар в распределительный центр. Это все издержки только на уровне производства, не считая дополнительных затрат для логистических компаний, объясняет Андрей Попов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic.

«Из-за системы "Платон" буквально за одну ночь стоимость некоторых маршрутов возросла на 25%. На южном направлении рост составил 80–100%» 

Из-за растущих транспортных издержек Национальный союз производителей молока прогнозирует увеличение стоимости молока минимум на 3–3,5 рубля за литр. Эксперты предсказывают подорожание сахара на 2,5%, а хлебобулочных изделий — на 2,3% за килограмм.

«Рост цен на бензин и на транспортировку повлечет за собой общий рост цены потребительской корзины», — считает Илья Ломакин-Румянцев, глава президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Особенно пострадают ритейлеры, так как они испытают проблемы с двух сторон: с одной — рост цен на топливо и, как следствие, стоимости перевозок, а с другой — падение реальных доходов россиян и снижение потребительской активности, объяснил Ломакин-Румянцев.

Генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро в интервью «Газете.ру» говорил, что из-за системы «Платон» буквально за одну ночь стоимость некоторых маршрутов возросла на 25%. На южном направлении рост составил 80–100%. В марте тариф вырастет в два раза, что также повлечет последующий рост стоимости логистики, говорил Дюкро.

В сфере газированных безалкогольных напитков из-за системы «Платон» стоимость конечного продукта вырастает на 5-7%, приводит данные Дмитрий Петров, исполнительный директор союза производителей безалкогольных напитков.

 

Налог на вредность

«Ведомости» писали, что правительство прорабатывает налог на «вредные» товары, а именно, на газированные напитки и продукты, содержащие пальмовое масло. Новые акцизы автоматически поднимут цены на все товары с повышенным содержанием сахара и жира, объяснил собеседник «Ведомостей». Министр финансов России Антон Силуанов говорил, что акциз может быть введен уже с 1 июля 2016 года.

«Многие производители на рынке безалкогольных продуктов уже работают в ноль или даже в минус, долго так продолжаться не может»

Компаниям невыгодно резко поднимать цены на товары, поэтому следует ожидать подорожания в течение нескольких кварталов, объясняет Алексей Кривошапко, директор Prosperity Capital Management. Цены в таком случае вырастут не только на товары с содержанием вредных продуктов.

Введение новых акцизов приведет к снижению объемов продаж, говорит Дмитрий Петров, исполнительный директор союза производителей безалкогольных напитков. Даже без этих сборов падение спроса в 2015 году составило 10-12%, а,по данным на начало 2016 года, падение достигло 15%. Несмотря на то, что точной информации о новых налогах нет, можно примерно предсказать, как они скажутся на продажах.

Коэффициент эластичности рынка равен 1,5. Это значит, что повышение цены на 1% приводит к снижению продаж на 1,5%. Если налог составит 10%, продажи упадут на 15%. Учитывая, что многие производители на рынке безалкогольных продуктов, по словам Петрова, работают в ноль или даже в минус, можно ожидать череду банкротств и уход компаний с российского рынка.  «Запас прочности у производителей пока есть, но долго это продолжаться не может, — считает Петров, — этот год станет для отрасли ключевым».

Каждый новый сбор усиливает давление на компании. Акциз на «вредные» продукты может стать для отрасли последней каплей, говорит Петров.

Фото: DepositPhotos, автора Rosinka79

Автор: Даниил Сотников 

Также по теме