Ученые объяснили, почему подростки бывают нелепыми

19/09/2016 - 15:00 (по МСК)

Партнерский материал

Взрослые часто обвиняют подростков в необдуманном поведении — для этого есть даже устойчивое выражение «юношеский максимализм». Впрочем, ученые считают, что склонность к принятию рискованных решений действительно серьезно изменяется с возрастом. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими учеными, подтвердил, что подростки действительно не осознают всех последствий своих поступков. Возможно, у этого есть чисто физиологические причины: мозг человека действительно «созревает» позже, чем тело.

Фото: кадр из фильма «Наполеон Динамит»

Нейробиологи считают обучение на положительном и отрицательном опыте совершенно разными процессами. Они даже проходят по разным ведомствам мозга. Положительным опытом заведуют «эмоциональные» подкорковые структуры, а отрицательным — отделы коры, связанные с сознательным контролем. Теория обучения также подтверждает: гораздо проще решаются те задачи, где есть четкие условия и не нужно задумываться о контексте или учитывать при решении действия других людей. Не правда ли, напоминает мышление подростка: единица всегда лучше ноля, мир делится на черное и белое, победитель получает все. Но задачи из реальной жизни куда сложнее, ведь тут нужно думать глубже — всегда представлять несколько альтернативных вариантов и выбирать наилучший из них.

Как выяснила группа британских и итальянских психологов и нейроэкономистов, именно с этим у подростков действительно существуют проблемы. Сайт «Элементы» подробно пересказывает их остроумный эксперимент, результаты которого были опубликованы в научном журнале PLoS Computational Biology.

Ученые дали одни и те же запутанные задания подросткам 12-17 лет и взрослым — от 18 и старше. Как оказалось, «молодежь» и «старики» одинаково успешно справились с выбором между «хорошим» и «плохим» вариантом. А вот необходимость выбора между «плохим» и «очень плохим» поставила подростков в тупик. Как оказалось, они просто не видят разницы. А вот умудренные жизненным опытом участники эксперимента безошибочно предпочитали получить ноль очков, чем вообще потерять очки.

Ученые считают, что этот эксперимент доказывает гипотезу о более позднем созревании отделов мозга, необходимых для реализации более сложных и эффективных алгоритмов обучения. Впрочем, возможно у природы на то есть свои причины. В конце концов, люди лучше учатся именно на ошибках.

Также по теме