Как власти используют админресурс для повышения рейтингов. Исследование Transparency International

27 июня, 10:03
1 425 1

«Трансперенси Интернешнл-Россия» опубликовало исследование, посвященное тому, как на государственные деньги власти незаконно заказывают услуги по политконсалтингу, продвижению в СМИ и исследования по социологии. В результате политтехнологи получают возможность организовать общественные слушания с заранее известным результатом, а лидеры общественного мнения — гранты в обмен на поддержку власти. Дождь выбрал самое главное из исследования.

Социологические и консалтинговые услуги

«Трансперенси Интернешнл-Россия» подсчитала, что в период с 2011 по 2017 год в Москве было заключено 339 госконтрактов на консалтинг на сумму более 1,1 миллиарда рублей. Еще 53 закупки на сумму 278 миллионов находились на стадии подачи заявок или заключения договора. Только за весну 2017 года власти потратили на эти цели более 400 млн руб.

Значительная часть госконтрактов, проанализированных «ТИР», носит «очевидный предвыборный характер». Исследователи пришли к такому выводу из-за того, что контракты включают в себя техническое задание на выявление электоральных предпочтений граждан, мониторинг деятельности кандидатов и оценку избирателями их программ. К примеру, в 2014 году префектура Восточного административного округа Москвы заказала социологическое исследование «о результатах деятельности кандидатов в депутаты в Мосгордуму» в ходе их кампании в округе. Среди задач исследования есть оценка электоральной динамики рейтингов кандидатов. А управа района Арбат в 2011 году заказала исследование о «социальных настроениях жителей». Техническое задание предполагало проведение опросов в предвыборную неделю для выявления в том числе протестной активности.

По закону чиновники не имеют права заказывать такие соцопросы, так как не могут помогать политическим партиям деньгами и «административным ресурсом». Единственный пункт закона, который позволял бы им заказывать соцопросы — это так называемое «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг». Но оно подразумевает работу общественных советов с открытыми данными, а результаты должны открыто публиковаться на официальных сайтах ведомств. При этом по вопросам местного управления социологические исследования на бюджетные деньги проводится не могут.

Значительная часть контрактов, рассмотренных в исследовании, допускала «фактическое нарушение закрепленного в Конституции РФ принципа разделения властей». Это выражалось в том, что по заказу исполнительные органы должны мониторить деятельность советов депутатов, в том числе в личных аккаунтах в соцсетях. Весной 2016 г. управа района Савелки потратила на наблюдение за депутатами 1,9 млн рублей.

Компании, занимающиеся консалтингом, также организуют общественные слушания в Москве по «горячим» темам – реновации, точечной застройке и другим. «ТИР» подчеркивает, что такие организации, которые в ходе соцопросов уже получили метаданные респондентов, включая адрес, без труда могут обеспечить заранее заданный результат на слушаниях.

 

Пиар в СМИ

За те же шесть лет через систему госзакупок на финансирование информационной деятельности префектуры, управы и аппараты советов депутатов потратили более 1,1 миллиарда рублей.

Например, префектура ВАО за 2015-2016 годы заплатила 38 миллионов рублей «Объединенной редакции "Звёздный бульвар"». Контракт был подписан на подготовку контента для районных сетевых изданий. «Фактически же эти издания оказались разделами единого портала с практически неразличимым контентом», — пишет «ТИР». Всего «Звездный бульвар» освоил более 733 млн руб. от разных округов.

Контракты на социологические исследования тоже включали организацию информационной кампании в СМИ и соцсетях, а также формирование и поддержку пула референтных лиц, то есть лидеров общественного мнения.  Взамен этим лицам предоставляют мини-гранты, субсидии или другую материальную поддержку.

 

Связи у политтехнологов

В тендерах на социологию и политконсалтинг почти всегда побеждают одни и те же компании, связанные с московскими властями. К примеру, ООО «ИМА-Консалтинг» долгое время получало госконтракты только от СВАО, ЮВАО, ЮАО и ЮЗАО. Всего округа отдали компании 52 контракта на 132,6 миллиона рублей на социологические исследования. «ИМА-Консалтинг» входит в холдинг «Группа ИМА», президентом которого является политтехнолог Андрей Гнатюк. У группы есть две аффилированные компании-спутника, они выигрывают госзаказы по очереди, создавая видимость конкуренции. Всего за 6,5 лет все компании этой группы и аффилированные лица получили более 400 госконтрактов на сумму почти 2,5 млрд руб.

Гнатюк работал с другим известным политтехнологом Игорем Минтусовым, который основал компании «Никколо-М» и был одним из главных консультантов администрации первого президента России Бориса Ельцина. По итогам выборов в Государственную Думу в 2007 году и президента РФ в 2008 году Гнатюк был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, а также удостоен пяти благодарностей президента РФ и личных благодарностей бывшего министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, помощника президента РФ в 2000-2008 гг. Сергея Ястржембского и других.

ЗАО «НИИ социальных систем», которое «ТИР» выделяет среди других подрядчиков, в 2015 году получило 16 госконтрактов на 67,6 млн руб. Компания прекратила свое существование в августе 2016 года, но в том же году появилось ООО «НИИ СС» с тем же учредителем – Александром Шелухиным. У него есть еще несколько юридических лиц. Среди них — ОАО «Московские информационные технологии» (ОАО «МИТ»), где мэрии Москвы принадлежит 51% акций. «ТИР» полагает, что это свидетельствует о прямых связях мэрии и компаний Шелухина.

Дождь направил официальный запрос в пресс-службу мэра и правительства Москвы.

Фото: Алексей Куденко/РИА-Новости

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера