10 самых важных исторических фильмов.

По версии кинокритика и учителя истории
Новости
24 сентября 2015
5 431
0
Поделиться

Издание «Мел» предложило кинокритику Ксении Друговейко и учителю истории Артему Ефимову оценить культовые исторические кинокартины с разных сторон — по художественной привлекательности и образовательной пользе. Вот что из этого вышло.

«Храброе Сердце», реж. Мэл Гибсон / 1995 год

Кинокритик: 

Взяв за основу патриотическую поэму сочинителя XV века Гарри Слепого, Мел Гибсон иллюстрирует биографию благородного бунтаря как настоящую сагу: со всем возможным натурализмом воссоздает битвы и пытки и умудряется передать мятежные метания и сомнения одним взмахом эффектно спутанных волос. Вот он — дух Средневековья во всем его темном, но страстном романтизме.

Учитель истории:

Литературный первоисточник фильма, прямо скажем, не самый надежный. Но обращение с материалом режиссера Мела Гибсона и сценариста Рэндалла Уоллеса истребило последние остатки достоверности. Знаменитая речь Уильяма Уоллеса перед битвой при Стерлинге («Они могут забрать наши жизни, но не могут забрать нашу свободу!») — это чудовищный анахронизм, в котором, как в капле воды, отражается вся недостоверность фильма.

Уоллес в «Храбром сердце» предстает вождем движения за национальную независимость. Такой идее в средневековой Шотландии просто неоткуда было взяться: национальное чувство и национальное государство — это продукт просветительской философии XVIII века

«Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн / 1938 год

Кинокритик:

Что русскому хорошо, то немцу смерть — но и обратное, по Эйзенштейну, справедливо. Приемы батальной драматургии, сегодня уже классические, тогда выглядели чистым новаторством — так что становится понятна природа их чрезмерной театральности. Самое же прекрасное, что есть в этом кино — музыка Сергея Прокофьева, написанная специально для фильма, а позже объединенная композитором в одноименную семичастную кантату.

Учитель истории:

Фильм почти не имеет отношения к действительности, известной нам по историческим источникам. Картина «отражения русскими и прибалтийскими народами немецкой крестоносной агрессии» не выдерживает простейшей проверки источниками.

Наврал Эйзенштейн и в деталях. Как рыцари проваливаются под лед — это он позаимствовал из немецкого описания битвы на реке Эмбах в 1234 году. В конце 30-х, когда Эйзенштейн снимал кино, орденские рыцари символизировали, конечно, враждебных СССР империалистов, прежде всего Гитлера и нацистов. Но миф о «святом благоверном супермене» Александре Невском давно уже живет своей жизнью, слабо пересекаясь с тем, что нам достоверно известно о нем из исторических источников.

«Троя», реж. Вольфганг Петерсон / 2004 год

Кинокритик:

Троянская война — сюжет, в общих чертах известный даже тем, кто совсем плохо знает античную историю и даже никогда не открывал «Илиаду» Гомера. Петерсон оценил его глазом опытного ремесленника и решил обойтись безо всяких там изысков: от участия богов полностью отказался — зато не забыл о звездах; многолетнее противостояние превратил в блицкриг — но с балетной точностью поставил отдельные сражения и дуэли; перепутал и без того неочевидные родственные связи между героями — однако сходу объяснил зрителю, кто во всем виноват, а кто способен со всем этим что-то поделать. В итоге его «Троя» обернулась чередой трюков, ужимок и прыжков — бессмысленных и беспощадных, но акробатически безупречных.

Учитель истории:

На первый взгляд кажется, что это экранизация «Илиады». Но это не так. В гомеровской поэме важную роль играют боги: они наблюдают за войной ахейцев и троянцев и даже принимают в ней участие, помогая то тем, то другим; вражда между людьми — это и вражда между богами, им покровительствующими. Из фильма этот аспект вычищен старательно и сознательно. Это не фэнтези по мотивам греческой мифологии, а честная военная драма.

Впрочем, любая реконструкция внешнего облика архаической цивилизации будет очень приблизительной. Да и вообще, речь идет об экранизации сказаний, сложенных три тысячи лет тому назад и уже тогда бывших лишь смутными воспоминаниями о «делах давно минувших дней». Тут педантичная ловля «исторических несоответствий» особенно неуместна — ну давайте их еще в «Битве титанов» поищем.

Как оценили другие главные исторические фильмы учитель и критик — читайте на сайте издания «Мел»

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.