Частный космос в России: «Пока не первые, но точно не вторые»

Заметки
21:00, 4 марта
Поделиться

Комментарии

Скрыть

На прошедшей в Москве конференции «Inspace Forum» коммерческая космонавтика пыталась договориться с госсектором. 15 лет назад чиновники высмеяли Илона Маска, сегодня, по словам частников, государству по-прежнему не хватает фантазии.

В России коммерческих компаний, занимающихся космическими разработками, очень мало, а их вклад в инфраструктуру отрасли практически незаметен. Объем мирового космического рынка в 2014 году составил 330 миллиардов долларов, на коммерческую долю приходилось 76%. За год рынок вырос на 9% — до 250 миллиардов долларов, следует из ежегодного отчета Space Report. Россия занимает всего 0,6% рынка коммерческой космонавтики.

Участники конференции часто вспоминали Илона Маска — главного вдохновителя коммерческой космонавтики сегодня. Однако Сергей Иванов, генеральный директор одной из российских коммерческих компаний «Dauria Aerospace», констатирует: если в космической отрасли в целом Россия по-прежнему занимает лидирующие позиции (хотя, по словам Иванова, уже начинает их терять), то сравнивать наши коммерческие компании с американскими «Space X» или «Blue Origin» просто нельзя.

Кстати, Маск приезжал в Москву еще 15 лет назад. Он пытался договориться о покупке подержанных российских межконтинентальных баллистических ракет, чтобы потом доработать их и превратить в ракеты-носители. Чиновники «Росавиакосмоса» тогда не восприняли предпринимателя всерьез, вспоминает Маск. Поэтому он принял решение делать собственные ракеты. После этого Маск заключил контрактов на сотни миллионов долларов и уже стал реальным конкурентом российской государственной косомонавтики. 

Спустя 15 лет мало что изменилось. Станислав Карпенко, заместитель генерального директора компании «Спутникс», рассказывает, что в госкорпорациях он часто сталкивается с равнодушием и серостью: «На уровне отдельных понимающих людей, которые готовы нас поддержать, все идет хорошо, но когда люди собираются в организации, то возникают сложности. Они нас не замечают, забывают о нас, не приходят на встречи, не отвечают на письма».

Поддержку оказывает, например, «Сколково». В 2012 году «Спутникс» получили от них грант в размере 29,5 миллионов рублей, а уже в 2014 году компания вывела на орбиту первый в России коммерческий спутник «ТаблетСат-Аврора». Какое-то время компания существовала на деньги различных инвесторов, рассказывает Карпенко, но потом все источники средств исчезли: «Наша самоокупаемость означает лишь, что у наших есть тенденция к сокращению наших долгов, но мы точно не жируем», — говорит предприниматель.

Другой российский коммерческий проект — компания «Dauria Aerospace», которая производит малые космические аппараты. Эта компания ориентируется на международный рынок. В 2015 году она за 4,5 миллиона долларов продала американской компании «Aquila Space» два своих спутника, которые позволяют определять местоположение судов и следить за их перемещениями. Сейчас «Dauria Aerospace» сконцентрировалась на рынках Китая и Индии, рассказывает генеральный директор Сергей Иванов. Компания в 2015 году привлекла 70 миллионов долларов от китайского инвестфонда Cybernaut на создание группировки микроспутников «Urban Observer».

А вот отделения в Германии и Канаде компания была вынуждена закрыть. Как объясняет Иванов, из-за политической ситуации риски стали слишком высокими.

Участники конференции при этом были едины во мнении, что космос не место для политических разногласий и, возможно, единственная сфера, в которой США и Россия успешно сотрудничают. «Если бы мы на Земле работали так, как в космосе, мы бы совсем в другом мире жили сейчас», — говорит Игорь Буренков, директор по коммуникациям Роскосмоса.

Запуская малые космические спутники, российские коммерческие компании пока не задумываются о таких проектах, как космический туризм или пилотируемые полеты. Похожие планы есть у Павла Пушкина, одного из основателей и генерального директора «Космокурса». Компания первой в России получила разрешение на разработку проекта космического туризма от «Роскосмоса».

По словам Пушкина, уже в 2018 году планируется начать испытания всех систем, а в 2020 году, если все сложится удачно, полететь в космос. Нынешняя смета проекта — $150 млн. Однако источники финансирования Пушкин не раскрывает. Он рассказывает о неком российском миллиардере из списка Forbes, но никаких других данных, подтверждающих реальность этого проекта, нет.

Лидерами космического туризма в мире считаются «Blue Origin» миллиардера Джефа Безоса и английская «Virgin Galactic» миллиардера Ричарда Брэнсона. Компании находятся сейчас на стадии испытаний. В разработку своих аппаратов они уже вложили минимум по $500 млн, но дата первого полета пока не определена.

Еще один российский стартап «Yalini» обещает к 2020 году вывести на низкую орбиту 135 спутников, чтобы обеспечить все население Земли дешевым интернетом. У российской компании, кажется, есть конкуренты: Google разрабатывает аналогичный проект и вкладывает в него более миллиарда долларов, сообщал The Wall Street Journal. Кто фаворит этой «гонки», понять несложно.

Но главная проблема российской коммерческой космонавтики заключается даже не в недостатке финансирования. Беда в том, что государственные структуры отказываются воспринимать всерьез частные компании. Одни стараются строить успешный бизнес и продают свои спутники в США, другие «отбивают» гранты «Сколково»за 8 месяцев и выводят на орбиту собственные спутники, третьи мыслят как гиганты It-индустрии из Google. А вот государственному сектору, по словам предпринимателей, не хватает воображения и мечты. Илон Маск хочет лететь на Марс, Брэнсон пытается наладить чартерные рейсы на орбиту, Голливуд снова начал романтизировать космос. Мировую космическую индустрию теперь двигают частные компании, которые уже занимают 75% всего рынка.

Но все слова, прозвучавшие в первый день конференции, ничего общего с такими амбициями не имели. Как сказал Игорь Буренков, «если мы хотим свой частный космический аппарат, вкладывать деньги в него надо было вчера». Предприниматели согласны и на «сегодня», но конструктивного диалога с государством пока не получилось.

 

Фото: depositphotos, автор: lurii

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.