Тупик имени Штайнмайера. Зеленский подписал формулу, которая на бумаге ведет к миру с Россией. Но что она значит на самом деле?

04/10/2019 - 20:29 (по МСК) Евгения Зобнина, Михаил Фишман

Президент Украины Владимир Зеленский подписал «формулу Штайнмайера». Говоря на сухом языке формальностей, «формула Штайнмайера» согласована так называемой трехсторонней контактной группой — от Украины ее подписал Леонид Кучма. Согласование «формулы Штайнмайера» по сути дает зеленый свет выполнению Минских соглашений, то есть решению проблемы Донбасса. Открывается возможность для следующего шага — встречи в верхах в «нормандском формате» — Зеленский, Путин, Макрон, Меркель, — чтобы утрясти детали. Казалось бы, хорошо. Но, как говорится, есть нюансы. Михаил Фишман и Евгения Зобнина — о том, что это значит для России и Украины. 

Что такое «формула Штайнмайера»? Речь идет о том, что на Донбассе будут проведены выборы, и если ОБСЕ признает их свободными, то Донецк и Луганск возвращаются в состав Украины — как регионы с особым статусом, — а Украина возвращает себе контроль над границей между Донбассом и Россией. Понятно, что без такого контроля Донбасс — это просто часть России. И точно также понятно, — и это ключевой сюжет всей истории с Донбассом, — что главное для Москвы — это особый статус Донбасса в украинской Конституции, по сути рычаг, с помощью которого Кремль сможет влиять на положение дел в стране и прежде всего на внешнюю политику. 

Дело в том, что Минские соглашения составлены по принципу «утром — деньги, вечером — стулья», причем неясно, что стулья, а что деньги: контроль над границей или выборы. Если Зеленский соглашается, что сначала выборы, а потом граница — а именно это вроде как и подписано, — то по сути Украина превращается конфедерацию. А если наоборот — то с какой стати на это согласится Владимир Путин? Цель Москвы в отношении Украины понятна и известна уже давно, с тех пор как Путин еще в 2008 году, как писала тогда газета «Коммерсант», делился с Джорджем Бушем своими соображениями о том, что Украина — это неполноценное государство. Ясно, что никакая власть в Украине никогда с этим не согласится. Это значит, что взаимовыгодный компромисс между Москвой и Киевом невозможен в принципе, оттого и буксовали все эти годы Минские соглашения. И если «формула Штайнмайера» подписана, и все довольны, то такого не может быть. То есть, это значит только одно: стороны хотят обмануть друг друга. 

Понятно, что Зеленскому сложнее, чем Путину — у Путина в запасе вечность, он готов ждать, пока тело Украины проплывет мимо. На Зеленского давят избиратели: он шел  в президенты под флагом мира. Кроме того, на него давят французы с немцами. Вот что пишет украинский эксперт Андрей Головачев

Зеленский также был вынужден согласиться на «формулу Штайнмайера», чтобы избежать полного дипломатического поражения. Собирается ли президент на самом деле выполнять «формулу Штайнмайера», мы не знаем. В Украине, как известно, совсем не обязательно выполнять свои обещания, за что нас так и любят во всем мире.

Другие украинские эксперты и журналисты видят картину иначе. Они полагают, основываясь на непубличных разговорах в Киеве, что Зеленский рискнул — хочет с наскока решить проблему Донбасса. Попробовать продавить русских на выборы на своих условиях, а если это не выйдет, то построить стену на границе с ДНР и ЛНР и так или иначе закрыть тему. Тут главное — действовать быстро, блицкригом. Если это так, то это, конечно, наивно. О планах Москвы можно судить по уже опубликованному заявлению лидеров непризнанных республик Пасечника и Пушилина:

Призываем господина [президента Украины Владимира] Зеленского не диктовать нам условия. Когда он говорит, что выборы на Донбассе пройдут только тогда, когда Украина получит контроль над границей, он не понимает, что не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам. Никакого контроля над границей киевская власть не получит.

Так что можно предположить, что в лучшем для Украины случае все останутся при своих. Но шаг вперед сделан, дорогая Москве «формула Штайнмайера» уже подписана, и теперь в центре повестки именно выборы, а не, к примеру, отвод с Донбасса российской техники, и давление на Зеленского, соответственно, только вырастет. Вот что пишет политолог Валерий Соловей:

На встрече в «нормандском формате» Зеленский повторит согласие с «формулой Штайнмайера», после чего не сможет отступить назад. А если начнет юлить, то Кремль скажет Западу: мы же предупреждали вас, что Украина — провалившееся государство, что ни с каким украинским руководством нельзя иметь дела.

Коготок увяз — всей птичке пропасть. В Москве считают, что дождались, наконец, нужной минуты: противник занервничал, выстрелил первым и попал в молоко. Этой ошибки в Кремле ждали не для того, чтобы делать врагу подарки. Раз Зеленский разморозил тупик имени Штанмайера, значит, Путин пойдет вперед.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски