«Бил меня в солнечное сплетение в течение часа»: бежавшая из Чечни бисексуалка рассказала, как из нее изгоняли «джиннов», чтобы вылечить от пристрастия к женщинам

10/09/2021 - 01:10 (по МСК)

В новом выпуске программы «Женщины сверху» поговорили с 22-летней уроженкой Грозного Аминат Лорсановой, которая подала заявление в Следственный комитет с просьбой возбудить уголовное дело против своих родителей, знакомого их семьи и врачей. По словам Лорсановой, они ее пытали и удерживали в стационаре из-за сексуальной ориентации. Она рассказала, как родственники узнали о ее бисексуальности, как из нее изгоняли «джиннов» и чувствует ли она себя в безопасности. 

Почему вы решили записать обращение по поводу Халимат?

Аминат Лорсанова: Знаете, когда я узнала об этом, я в первую очередь поняла, что хорошо, что хоть какая-то девушка, кроме меня, она решилась. И не просто решилась бежать, она решилась об этом заявить, потому что это на самом деле очень тяжело. Поэтому я захотела ей помочь, как могу.

В январе прошлого года уроженка Чечни Аминат Лорсанова подала заявление в Следственный комитет. Из нее пытались изгнать джинна. На Кавказе это мистическая практика применяется к гомосексуалам, обряды проводят муллы или специалисты квазимедицинских центров.

Аминат: Это было три раза, меня в положении лежа фиксировали, то есть за руки, за ноги. На меня накрывают ткань, голову, туловище накрывают тканью, это всегда делается для того, чтобы когда джинн выходит, нужно, чтобы на человеке была белая ткань. И на голову руку кладет сам мулла, и он читает Коран.

И он, делая это, бил меня такой палочкой в солнечное сплетение, и бил меня вот так в течение часа. А так как солнечное сплетение очень такая чувствительная область, соответственно, мне было больно. И когда я об этом ему прямо сказала, они сказали: «Ты врешь, это джинн тебе так сказал, потому что ты хочешь нас обмануть, ты не хочешь, чтобы мы из тебя вытащили джинна».

Я пожаловалась на этого человека в местную организацию, которая называлась «Женщины за развитие», и оттуда приходили женщины, разговаривали с моими родителями.

А как это вообще могли допустить ваши родители?

Аминат: У нас и так были очень тяжелые отношения с моими родственниками, и у нас никогда не было взаимопонимания, и насилие по отношению ко мне, оно было всегда. А когда они узнали о моей ориентации и о том, что я атеистка, это стало таким переломным моментом, когда меня посадили насильно незаконно два раза в психологические, психиатрические учреждения.

Скажите, а как родители вообще узнали о вашей ориентации?

Аминат: Они через телефон узнали, потому что с того момента, как у меня появился телефон, они периодически его проверяли. Они увидели много сообщений.

Впоследствии, когда они узнали об этом, первый раз телефон у меня отобрали, я покупала другой тайно, они его находили. Они все мои последующие те телефоны, которые я покупала, находили и снова взламывали все мои переписки, и это происходило в течение больше года.

А вы сами как осознали свою ориентацию, как поняли?

Аминат: Так само по себе это понять невозможно, ты понимаешь это только тогда, когда ты разговариваешь с людьми, такими же, как ты. Они тебе рассказывают, что они чувствуют, какие эмоции и переживания, когда они говорят: «У меня периодически бывает эмоциональный всплеск по отношению к мужчинам и к женщинам». Я говорю: «У меня то же самое».

И потом, после этого, да, я осознала, что я бисексуальна. По правде говоря, я вообще пока что ни в кого не влюблялась. Так получилось, что моя симпатия, она никогда не была ответной, поэтому я старалась на этом не акцентировать свое внимание.

Подождите, то есть получается, родители, вообще не имея никаких, грубо говоря, доказательств, просто сразу повели вас к этому знакомому изгонять джиннов, получается?

Аминат: Они считали, что я безнадежно больна и меня надо жестко лечить. Но я лично это так чувствовала, что это потому, что мои родители меня не любят, и они никогда меня не примут.

Там патриархальное, мизогинное, очень такое ортодоксальное общество, это из-за религии, из-за традиций и из-за региональной вот этой политической системы, которая это все переплетает. Ну еще, по моему мнению, это потому, что люди в целом они малообразованные, они, если сказать так прямо, они не понимают, что можно по-другому, что не обязательно ненавидеть человека, у которого другая ориентация или если у него другое мировоззрение.

Просто потому, что я ребенок, и потому, что я девочка, я уже, меня выращивают как бесправную, как ту, которая в будущем не будет иметь своего голоса, своего места в обществе.

Как вы решили бежать из Чечни? У вас же было несколько попыток?

Аминат: Это последняя попытка, предпоследняя, третья попытка моего побега, она у меня была неудачной именно из-за того, что я на этого муллу, про которого я сейчас рассказывала, я на него написала заявление. Полицейским из Чечни это не понравилось, и они меня поставили на учет.

Я где-то ближе к ночи доехала на такси до Пятигорска, до Минвод, и из-за того, что меня поставили на профилактический учет, меня с рейса просто сняли и задержали там полицейские местные, не отпускали. Они мне говорили, что за мной приедут чеченские полицейские, просто возьмут у меня показания, и меня отпустят. Но впоследствии пришли не полицейские, а мой отец и другие родственники, и они меня увезли.

И вот вас сняли с самолета, отец вас повез домой. Как он с вами общался после этого?

Аминат: Он всегда ко мне плохо относился, и в эти моменты из-за моего побега он был особенно зол. Один раз он меня пытался удушить. Я не думала, что так в моей жизни получится, если честно.

Вы сейчас на территории России находитесь?

Аминат: Нет.

Вы сами себя сейчас чувствуете безопасно?

Аминат: После того, как я опубликовала в СМИ видео, люди писали мне просто жуткие оскорбления и угрозы смерти. И один человек, представившийся моим родственником, буквально сказал, что если я еще раз посмею заявить о себе, он меня лично выследит и отправит домой.

У меня есть свои способы, чтобы себя обезопасить, но в целом я понимаю, что там, где я нахожусь, в этом обществе с правами человека все соблюдено очень хорошо. Но какие-то свои индивидуальные меры защиты, в смысле какие-то, допустим, кольцо-мигалка…

Я очень большая любительница аниме, я много смотрела всяких триллеров и детективов, и там очень много чему крутому меня научили главные герои. Допустим, я знаю «Тетрадь смерти», и когда Лайт и L, они пытались друг друга выследить, их некоторые секреты, то, как выследить человека или как замести следы, я в этом уже прошарена. А еще говорят, что аниме совершенно бесполезно! Я с этим не согласна, оно очень многому полезному может научить.

Другие выпуски