Кто воевал из-за футбольного матча и как Дидье Дрогба остановил гражданский конфликт

08/06/2012 - 16:08 (по МСК) Егор Низамов
Однажды в Латинской Америке началась настоящая война из-за футбола. Она так и называется – футбольная война. Началась она летом 1969 года, после трех матчей между сборными Гондураса и Сальвадора.

Это были матчи отборочного турнира чемпионата мира. Отношения между Гондурасом и Сальвадором к тому моменту уже накалились. Гондурас обвинял соседа в захвате своих земель и грозил отнять у иммигрантов все владения. Первый матч ему удалось выиграть, и как писали тогда в прессе, гражданка Сальвадора застрелилась, потому что не могла смириться с поражением.

Во втором матче Гондурас проиграл со счетом 3:0. Начались жесткие столкновения болельщиков, на улицах двух столиц жгли флаги противников. Люди погибали в драках.

Наконец, решающий, третий матч Сальвадор выиграл 3:2. Страны разорвали дипломатические отношения и начали мобилизацию. Через пять дней развязалась война. Она продлилась меньше недели, но в ней участвовали самолеты, танки, артиллерия, и стороны потеряли 2000 человек погибшими.

Победителя в этой войне не было. И Сальвадор, и Гондурас оказались отброшены лет на 10 назад в плане экономического развития.

Но интриги вокруг футбола в Латинской Америке не прекратились. Этот вид спорта там имеет настолько большое значение, что стал своего рода религией. Сборная на футбольном поле защищает не только свою честь, но и честь всей страны. А для кого понятие чести и достоинства дороже всего? Конечно, для военных.

В 1978 году очередной чемпионат мира состоялся в Аргентине. В это время у власти там стояла хунта. Для генералов турнир стал своего рода способом продемонстрировать свое могущество. И поэтому ни о каком поражении не могло идти и речи. Сборной Аргентины нужна была только победа.

В отборочном туре ей требовалось забить четыре гола в ворота сборной Перу. И все – за один матч. Перед этим аргентинский генерал Хорхе Видела зашел в раздевалку к перуанским игрокам и сказал им напутственное слово. После этого аргентинцы забили шесть мячей и в финале победили голландцев.

Это был триумф. Мало кто знал тогда, что незадолго до чемпионата аргентинская хунта отправила 35 тысяч тонн пшена в столицу Перу и одобрила кредит правительству страны на 50 миллионов долларов. Без всяких процентов.

Конечно, подобные взаимосвязи футбола и политики характерны не только для Латинской Америки. Но и для всего мира.

В 1992 году сборная Югославии прошла через отборочный тур чемпионата Европы. Она заняла первую строчку в группе и уже отправилась в Швецию на финальную часть.

Но в самой Югославии разгорелась гражданская война. И всю сборную в итоге исключили из чемпионата. Капитан команды Дежан Станкович потом признался, что это был худший день в его жизни. Его игроки тренировались, ждали матча, они уже жили в шведской гостинице. И вдруг им пришлось собрать вещи и уехать домой.

Станкович тоже уверен, что политика и спорт не должны смешиваться. Но этому вряд ли можно помешать. На футбольном поле иногда встречаются сборные стран, которые враждуют друг с другом. И тут, естественно, от политики не уйдешь.

В 2008 году в Пхеньяне должен был пройти матч между Северной и Южной Кореей. Но в последний момент власти КНДР запретили проводить соревнование у себя. Они сказали, что не позволят южнокорейскому гимну звучать на стадионе имени Ким Ир Сена. Тем более, там нельзя будет поднимать южнокорейский флаг. Пришлось перенести матч в Шанхай. И когда северокорейцы проиграли, в газетах КНДР появились обличительные статьи. В них говорилось, что коварные соседи подмешали яд игрокам северокорейской сборной, чтобы добиться превосходства.

Может быть, у вас возникло ощущение, что политика и спорт это такое отвратительное сочетание, которое приносит только вред. Но это неправда. Иногда спорт оказывает благотворное влияние и помогает забывать о политике.

Во время матча 2008 года между сборными Турции и Армении в Ереван прибыл турецкий президент Абдулла Гюль. И хотя между двумя странами уже давно тянется дипломатический конфликт, Гюль и армянский президент Серж Саргсян сидели рядом друг с другом и, смеясь, обсуждали футбол.

Ну и, пожалуй, самый известный случай такого рода – это кампания Дидье Дрогба, нападающего сборной Кот-д’Ивуара. В 2005 году, после того, как его команда прошла в финальную часть чемпионата мира, он воспользовался возможностью и по телевизору обратился к повстанцам у себя на родине.

Дрогба призвал их сложить оружие – в Кот-д’Ивуаре тогда шла гражданская война. И у него получилось – на время чемпионата в стране действительно было объявлено перемирие. После этого Дрогба активно участвовал в мирном процессе, за что американский журнал Time включил в его в список 100 самых влиятельных людей 2010 года.

По выражению Джорджа Оруэлла, серьезный спорт – это война минус выстрелы, так что приятно видеть, когда футбол помогает примирению.

Также по теме
    Другие выпуски