Если сравнивать Россию со странами со сравнимым уровнем доходов и сравнимым составом населения, уровнем его образования и уровнем урбанизации, прежде всего бросаются в глаза два основных отличия. Это низкое качество госуправления, низкое качество госуслуг и чрезвычайно низкий уровень доверия граждан друг к другу. Россияне не доверяют никому за пределами своего непосредственного окружения. Только лично знакомым и родственникам. Все остальные люди и все остальные структуры и традиционные институты представляются им скорее источником угроз, нежели помощи.
Это отношение реплицируется и на уровне государства. Российское государство склонно рассматривать внешний мир как источник угроз и вызовов, а не как источник кооперации или вообще чего-то полезного. Низкий уровень доверия — это наше общее проклятие.
Шкала ценностей
Если мы посмотрим на результаты известного Всемирного исследования ценностей (World Values Survey), проводимого профессором Ингельгардом, то там начиная с 1991 года на шкале, измеряющей ценности (от традиционных к индивидуалистическим), россияне стоят достаточно высоко. Достаточно далеко от нуля; выше, чем многие страны, например, католической Европы; выше, чем США и Великобритания. Российское общество вошло в новую жизнь и оставалось в течение 1990-х и 2000-х индивидуалистическим и секулярным.
Тем не менее это пока еще уровень гораздо более бедной и гораздо менее образованной страны, чем та, которой Россия является на самом деле. Это не удивительно, если мы вспомним о том наследии социальной атомизации и не просто нулевых, а отрицательных социальных навыках, с которыми постсоветский человек вышел в новую жизнь.
Гражданская активность